"Роль семьи в речевом развитии детей"
материал (младшая группа)

Гурьева Вера Владимировна

Нетрадиционная форма работы с родителями - родительский клуб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба по теме:

 «Роль семьи в речевом развитии детей 3лет»

                                                        Гурьева Вера Владимировна (ФИО)

Воспитатель 

(должность)

Лангепасское городское муниципальное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№4 «Золотой петушок»

 (место работы)

Пояснительная записка

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного  воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. В законе «Об образовании в Российской Федерации»  273- ФЗ, в статье 44, говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1;с 110]. В соответствии с требованиями закона впервые в Российской истории разработались Федеральные государственные образовательные стандарты. Этот документ отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В современных условиях признания приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений заключается во «взаимодействии», «сотрудничестве». Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества, в жизни детского сада [2;ч.III п.3.1 п.п. 5.6]. В процессе становления открытости, немаловажную роль играют родители, которые являются основными социальными заказчиками дошкольной организации. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей является организация родительского клуба. Основными направлениями деятельности клуба являются: оказание медико - психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного  воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста. При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года. Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Тема: Роль семьи в речевом развитии ребенка 3 лет

Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи.  Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3 лет жизни. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи, через интерактивные игры и упражнения. Привлечь родителей для дальнейшей совместной деятельности по развитию речи детей. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности у всех участников клуба.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

Подготовительный этап

  1. Оформление стенда «Для вас, родители»: «Как и при каких условиях

формируется  речь ребенка».

  1. Изготовление пригласительных билетов в виде цветных ладошек.
  2. Подготовка компьютерной презентации, фотоальбома.
  3. Подготовка плакатов с крылатыми выражениями.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

(Плутарх.)

Речь - показатель ума. (Сенека.)

Каков ум, такова и речь.

Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

Одно дело говорить, другое - говорить дело.

5.Подбор оборудования и материала для игр с родителями: цветные зонтики, карточки, образцы картинок – животные из геометрических фигур, наборы прищепок, листы чистой бумаги, карандаши, краски.

  1. Составление памятки «Заучиваем стихи с малышами».

7. Картотека пальчиковых игр.

План проведения клуба:

I. Вступительная часть.

II. Теоретическая часть: особенности развития речи детей 3-4 лет жизни.

III. Практическая часть: игры, упражнения, тренинг.

IV. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход встречи

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем - развитие речи детей трех лет жизни.

Игра: «Настроение».

"В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу (сжатые ладошки - плохое настроение, широко разведенные руки - замечательное)".

Родителям предлагается последовать ритуалу детей и показать свой спектр настроения, с которым они пришли на сегодняшнюю встречу. По желанию, родители не только показывают, но и объясняют свои чувства.

II.Теоретическая часть.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др. (Обратить внимание родителей на картотеку пальчиковых игр, игры со шнуровками).

Играйте с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.

Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

III. Практическая часть.

Ведущий предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два-три человека. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей трех лет жизни нужно выбрать один и прокомментировать его.

Показатели речи детей этого возраста:

развитие голосовых реакций, подражания;

понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений

(правильный ответ);

 -        понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи:

  • уход, выполнение режима дня;
  • эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;
  • обучающее и воспитательное воздействие;
  • собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

(Все ответы правильные.)

Показатели речевого общения ребёнка:

  • понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;
  • слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы;
  • речь приобретает форму диалога;
  • по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает
    простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира (правильный ответ).

Словарный запас ребёнка:

  • 100 слов;
  • 300 слов;
  • 1200-1500 слов (правильный ответ).

Особенности словарного запаса:

  • использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик);
  • отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трёх и более слов (правильный ответ);
  • использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

Психолог:

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

«Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор». Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.

Неблагоприятные факторы.

  • Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т.д.).
  • Замена общения просмотром телевизионных передач.
  • Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
  • Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
  • Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
  • Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Благоприятные факторы.

  • Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
  • Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
  • При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.
  • Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
  • Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.

Воспитатель:

Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.

Ведущий предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком. Затем организует игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

«Превращение ладошки»

(каждой семье дается небольшое      стихотворение)

Динозаврик - малышонок

Улыбается спросонок:

Мама рядом, папа рядом —

Что еще для счастья надо?

Мчится быстро, со всех ног

Под водой морской конек.

Вот застрял в траве густой.

Я кричу: «Попался, стой!»

Сына папа-осьминог

Целый час догнать не мог.

Еле-еле осьминожка

Успокоился немножко,

Потому что надо спать.

Ножкам надо отдыхать.

Распустился в чаще

Аленький цветок.

Светит, как жар-птица,

Каждый лепесток.

Вот такое чудо.

На моем листе —

Оживает сказка

В полной темноте.

На полянке есть пенек,

Он не низок, не высок.

Посмотрите-ка, ребятки,

Что растет на нем? Опятки!

Присмотритесь-ка получше.

Это кактус. Он колючий.

А когда дожди пойдут,

Все колючки расцветут.

Мы вместе с подружкой

Рисуем загадку.

Ладошку, другую прижмем

По порядку,

Добавим кружков,

Украсим их снова —

И вот уже бабочка

Наша готова.

Слониха слоненку

Цветы подарила,

А после на ушко

Еще говорила:

«Ты кушай получше,

Мой славный сынок,

Чтоб сильным, как папа,

Ты вырасти смог»


 

«Забавные прищепки»

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ (например, «Солнышко», «Ёжик», «Ёлочка», «Жучок»).

Во время работы ребёнок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.

        «Выложи сказку»

Каждая группа родителей получает набор разноцветных геометрических форм разного размера и цвета. Ведущий предлагает выложить домик и любой персонаж (мышку, лягушку, зайца, волка, лисицу, медведя). Можно использовать картинки.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Ведущий предлагает четырём родителям перевоплотиться в детей, а сам становится их мамой.

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем  левой рукой.)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях «перекатывают» колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой.)

Не солёный и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рук.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

 Очень вкусный. (Гладят живот.)

Предложить группе родителей обыграть знакомые стихи А.Барто, например, Мишка», «Зайка», «Лошадка», «Наша Таня»…

Воспитатель рекомендует проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.Ведущий показывает картотеку пальчиковых игр, предлагает их для использования дома.  

IV. Заключительная часть.

Подводится итог: Уважаемые родители! Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь, родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.  

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)» …

Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком.

Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.

Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. В заключение родителям выдаются памятки:

«Заучиваем стихи с малышами»

Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

Сначала прочитайте два-три стихотворения.

Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

Повторите все движения вместе с ребёнком.

Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стихотворение руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Литература:

1.  И.Н. Справникова «Слово на ладошке» Журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г.

2.  С.В.Терешонок «От сотрудничества с семьей – к развитию ребенка»

Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением» №2,2009г.



Предварительный просмотр:

Соблюдайте

правила безопасности пешеходов!

  • Крепко держите ребенка за руку, особенно возле перехода дороги. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не замечая идущую машину, и думая, что путь свободен, могут вырваться из рук взрослого и побежать через дорогу.

  • Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановитесь у края проезжей части, посмотрите налево и, если нет машин, дойдите до середины проезжей части. Еще раз посмотрите направо, и при отсутствии транспорта закончите переход.

  • Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – «Стой», желтый – «Жди», зеленый – «Иди».

  • Никогда не переходите улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.

  • Переходите дорогу под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

  • Не спешите, переходите дорогу спокойно.

  • Замедлите шаг, прислушайтесь, подходя к арке, углу дома и любому другому месту, откуда может неожиданно выехать машина.

  • Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.

Уважаемые родители!

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улице.

Находясь с ребенком на улице, объясняйте ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами, учите анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах:

  • понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора и движением машин и пешеходов;

  • покажите ребенку дорожные знаки, расскажите об их назначении;

  • спрашивайте у ребенка, как следует поступить на улице в той или иной ситуации;

  • укажите на нарушителей, отметьте, что они нарушают правила, рискуя попасть под транспорт.

Проверьте, умеет ли ребенок использовать свои знания в реальных дорожных ситуациях: попробуйте переходить дорогу с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки…

Дошкольник должен знать!

  1. Для чего служит тротуар (для движения пешеходов).
  2. Как следует ходить по улице (спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, чтобы не мешать движению встречных пешеходов).
  3. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (она предназначена для движения машин).
  4. Как и на какой сигнал светофора можно переходить дорогу (либо по наземному переходу на зеленый сигнал светофора, либо по подземному переходу, предварительно необходимо убедиться в безопасности, нельзя переходить улицу на роликах, скейтбордах, самокатах и т. д.).

  1. Как следует двигаться в случае отсутствия тротуара (навстречу движению транспорта по обочине или краю дороги, в этом случае не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину).
  2. Может ли машина остановиться мгновенно (нет, даже если водитель нажмет на тормоз, она еще несколько метров будет по инерции двигаться по дороге).

Берегите себя и своих близких и не забывайте,

что самая доходчивая форма обучения –

личный пример!

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, уберечься от которой невозможно. Это неверно! 95% детей, пострадавших на дорогах, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, ситуациях обманчивой безопасности.

Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.

. 

  • Недостаточно ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
  • Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью.

Воспитываем

грамотного пешехода

                       

Детский сад №4 «Солнышко»

группа №3 «Капельки»

воспитатель Гурьева В.В.

 

  • На остановке люди обычно спешат и забывают о безопасности. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади, двигайтесь в сторону ближайшего пешеходного перехода.
  • Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. Покажите ребенку на дороге, что если стоять на осевой линии, машины приближаются с обеих сторон, и объясните ему, как он должен вести себя.
  • Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого, его необходимо держать за руку.
  • Опасно играть рядом с дорогой: кататься  летом на велосипеде или зимой на санках.
  • В зимний период на тротуарах и проезжей части появляется ледяной накат, который может явиться причиной попадания ребенка под движущийся транспорт.
  • Следите за тем, чтобы у вашего ребенка была удобная обувь.
  • Будьте предельно внимательны и осторожны при посадке в общественный транспорт, соскальзывание с подножки которого может послужить причиной падения под колеса.
  • Нельзя спрыгивать с останавливающегося транспорта, это также может повлечь за собой травматизм и различные переломы.

Предложите ребенку утром самому привести вас в детский сад, или, наоборот, возвращаясь, самому найти дорогу домой.

 

Обсудите вместе наиболее безопасные пути движения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет

Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни

Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...

Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается значение семейного воспитании в процессе формирования грамотной речи ребенка,как важная составляющая гармоничного развития личности....

роль семьи в речевом развитии детей 2-3 лет

презентация на тему "Роль семьи в речеврм развитии детей 2-3 лет"...