Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

В данной статье раскрывается значение семейного воспитании в процессе формирования грамотной речи ребенка,

как важная составляющая гармоничного развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галашева Лялия Сабировна

Учитель-логопед ГБДОУ №51

Василеостровского района

г.  Санкт-Петербурга

Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Обязательными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья. Именно в ней формируется мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С самого раннего детства формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание неприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка.

В речи много составляющих, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием людей, окружающих ребенка.

Формирование речи можно разделить на несколько периодов:

1-й - до рождения: ребенок еще в утробе матери слышит ее и окружающих. Под влиянием эмоций матери он способен делить звуки на дружеские и враждебные. Способен реагировать на различную музыку: классическая, русские народные песни, колыбельные – оказывают самое благоприятное воздействие; эстрадная, рок - оказывают серьезное раздражающее воздействие. Существует мнение специалистов, что речь окружающих, другие звуки фиксируются, записываются мозгом ребенка (как на магнитофонной ленте). Замечено, что слова, песни, которые мать произносят малышу до рождения особенно успокаивают его уже в самостоятельной жизни. Поэтому взрослым необходимо как можно больше разговаривать с еще не родившимся ребенком.

2-ой – от рождения до 4 мес. С первой минуты, ребенок даже недоношенный начинает активно общаться с помощью плача. Л.С. Выготский подчеркивал, что крик ребенка – это целая мысль, он призван информировать взрослых о своих потребностях и управлять их поведением. Но если родители придерживаются мнения, не обращать внимания на крик, не приучать к рукам, развитие речи тормозится, начинаются сбои в ее развитии, т.к. нарушается связь: крик (речь младенца) – ответ (действия взрослых).

В это время мозг ребенка фиксирует слова, мелодику речи (национальный акцент), поэтому взрослые говорят четко, в нормальном темпе. Необходимо проверить физический слух ребенка (реагирует ли ребенок на шумовые раздражители, поворачивает ли головку на раздражитель), т.к. чем раньше обнаруживаются проблемы со слухом, тем эффективнее и лечение и профилактика серьезных речевых нарушений.

3-ий – от 4 до 10 месяцев:

Продолжается запись слов в банк памяти. Но еще, ребенок начинает соотносить отдельные слова с конкретными объектами, именно поэтому необходимо называть все окружающие объекты и свои действия. Главное условие, речь должна быть четкой без искажений. Необходимо развивать понимание речи: покажи кису, дай игрушку и т.д.  В свою очередь ребенок учится информировать окружающих не только о своих потребностях (криком), но и сообщать о приятных моментах. Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут исполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация – бесполезна, а плач, для привлечения внимания, приобретает новые оттенки (истеричность или безволие). Не стоит долго злоупотреблять соской – пустышкой, т.к. может деформироваться строение артикуляционного аппарата.

4-ый- от 10 мес. до 3,5 лет:

К этому периоду заканчивается восприятие речи сплошным потоком. Слова и фразы начинают восприниматься в связи с конкретным предметом, действием, самостоятельно начинаются воспроизводиться слова, а позже фразы. Именно поэтому речь взрослых должна быть очень четкой и немного замедленной. Одни и те же фразы необходимо проговаривать много раз. Нельзя использовать в речи взрослых детские варианты слов или варианты детского словотворчества, так как эти варианты запоминаются вместе с правильными и затрудняют формирование правильной речи. Необходимо, чтобы запрещающие и поощряющие слова взрослых подкреплялись конкретными событиями, иначе в восприятии ребенка нарушается связь слово – реальный образ, действие. В этот период ребенок активно осваивает язык. К году отдельные слова, к 3 годам фразовая речь.  Чтобы облегчить ребенку освоение речи взрослым необходимо как можно больше общаться с ребенком, показывать своими эмоциями, поведением, словами как им приятно общение. Собеседники общаются не только словами, но и жестами, глазами, мимикой. Формирование речи нарушается, если мать (отец) слушают ребенка с каменным выражением лица, для порядка «мг», думая о своем, или отмахиваются от ребенка «хвать молоть», «помолчи, голова идет кругом». Кроме того, важен правильный выбор тем для разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только о себе и о самом ближайшем окружении (своих игрушках, вещах, близких) все это должно живо интересовать близких и в первую очередь мать, ведь не смотря на все окружение первые три года жизни ребенок связан очень крепко с матерью как физически, так и эмоционально.

 5-й – от 3,5 до 7 лет.

В этот период происходит становление разговорной речи. Необходимой предпосылкой для этого необходимо формирование к концу 4 периода понятия «Я» и чувства собственности. «Свое» - это территория, где ребенок под защитой, чувствует себя уверенно. Формирование речи на данном этапе очень тормозит несформированность понятий «Я» и «мое». Как часто мы слышим, как родители говорят «железным» тоном малышу: «Дай … свою машинку, он тоже хочет. Какой ты жадный. Не бегай, ты мешаешь. Уйди, у нас гости.» и т.д. Но ведь психологи утверждают, что прямые запреты никогда не дают положительных результатов. Таким образом взрослые разрывают связи, которые ребенок пытается установить, отвоевать себе место, а речь следствие нашей жизни в социуме. Необходимо убедить ребенка самому захотеть сделать так (если не ущемляются интересы и он уверен в своей значимости и любви взрослых).  

Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят, так как именно любовь дает ему чувство защищенности и душевного комфорта. В таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
С самых первых дней ребенок усваивает манеру говорить. Молодые супруги часто щеголяют употреблением ласкательных, уменьшительных слов, причем особенно стараются показать это при посторонних. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово - одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры. «Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к питомцам - запрет, разрешение, порицание. У мастера - воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых - разъяснение нравственной истины, понятие «нормы». Слово должно дать ребенку эстетические знания, что есть добро или зло, что значит быть настоящим гражданином. Подается это в форме рассказа, сказки, притчи, содержание которых - яркие, героические, запоминающиеся образы, понятные, известные ребенку.
Через общение происходит педагогическое внушение. Для успешного взаимодействия с ребенком необходимо использовать форму яркой, эмоциональной, доверительной беседы. Внушение – это не эпизод в воспитательной работе. Внушение должно носить характер постоянного, тонкого, последовательного, разнообразного влияния на ребенка. Назидание всегда портит дело. Дети, как правило, с отвращением относятся к нему. Эффективность внушения зависит и от особенностей восприятия детей, и от личности воспитателя. В конечном итоге внушением достигается мобилизация нравственных и умственных сил детей и результаты в значительной мере зависят от интонации речи. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, приобретают различный смысл и значение, и могут оказать неодинаковое влияние на собеседника. Если необходимо, речь может быть строгой, но она не должна быть грубой и резкой. С детьми нужно всегда придерживаться спокойного, доброжелательного тона. Только спокойный человек может донести свою мысль другому. Беседу необходимо строить так, чтобы ребенок чувствовал, прежде всего, искреннюю заботу о нем, тогда появится доверие, исчезнут нервозность и беспокойство. Дети, прежде всего, воспринимают интонацию речи и реагируют соответственно этому. С детьми, по возможности, надо избегать многословия, чтобы, прежде всего, не потерять нить беседы и смысл ее. В разговоре совершенно недопустимы злые насмешки, грубые унизительные сравнения, различные обидные слова. Необходимо постоянно следить за своей речью.

Отсутствие или нехватка эмоционального и речевого взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте приводит к задержкам речевого и психического развития.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушение речи приводит к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. 

Даже если вы молчаливы от природы – все равно разговаривайте со своим ребенком во всех видах деятельности. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ваш ребенок, что делают другие люди.

- Всегда отвечайте на все вопросы ребенка.

- Просите ребенка пересказать то, что вы прочитали ему вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

- Если вы посмотрели вместе спектакль или фильм, попросите ребенка рассказать об увиденном кому-нибудь.

- Говорите четко, внятно. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово проговаривайте выразительно. И своего ребенка приучайте говорить неторопливо, правильно произносить звуки и слова.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста развивайте его руки: пальцы и кисти.

Это можно делать, даже не используя специальных игр и упражнений. Научите своего ребенка самообслуживанию – застегивать кнопки, молнии, пуговицы, завязывать шнурки. Можно вместе перебирать крупу, ягоду, нанизывать на веревочку бусы, бисер, выкладывать рисунки из камней, спичек, круп, песка. Собирайте вместе с ребенком мозаики, конструкторы, пазлы. Пусть ваш ребенок больше рисует цветными карандашами, красками. Все это развивает мелкую моторику ребенка, что является одной из составляющих успешного речевого развития.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль книги в речевом развитии детей по возрастным группам...

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выступление перед родителями о роли книги в речевом развитии....

Статья: «Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Статья: «Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»...

РОЛЬ СКАЗОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.Основная задача речевого развития ребенка ...