Главные вкладки

    Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста
    статья (младшая, средняя группа)

    Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Авторы: Савостина Е.В., Хорошкина Н.А.

    Роль сказок в  речевом развитии ребенка дошкольного возраста.

            Способность к общению возникает у ребенка с самого рождения, с самых первых минут и совершенствуется по мере его роста и развития. «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности». (1. С.88). Современные родители после устройства ребенка в детский сад видят  в этом положительное влияние на ребенка, так как он много времени проводит в коллективе со сверстниками, и возможность общения со сверстниками, тоже дает положительные результаты  речевого развития ребенка.

            Решение задач по формированию навыков общения решается в ДОУ на разных уровнях. В первую очередь, в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, во взаимодействии педагога с детьми, в индивидуальной работе.

           Важным элементом в процессе формирования навыков общения в ДОУ является и организация самостоятельной деятельности детей, где ключевым элементом выступает развивающая предметно-пространственная среда. Л.С. Выготский отмечал, что «путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» (2. С.320). Во ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметно-пространственной развивающей среды определена коммуникативная функция. Но самым главным в развитии речи ребенка являются, конечно же – сказки!

          Сказка - как много волшебства и доброты заложено в этом слове. Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Сказка – одно и из доступных средств развития эмоций ребенка. Знакомство со сказкой помогает лучше понять ребенку реальную действительность. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.  Такие понятия как «зло» и «добро» очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок.

            Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

            Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Сказка учит ребенка не только понимать, но и сопереживать героям сказок, жалеть их, быть добрым и отзывчивым. Дети легче понимают сказки, чем взрослую речь. Читая им и рассказывая сказки, взрослые лучше развивают внутренний мир ребенка.

         Польза сказок очень заметна в развитии ребенка, ведь они развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.

          Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое. При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах. Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас, и улучшаются навыки общения.

          Таким образом, сказка играет огромную роль в становлении детской речи,  позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым...

    Литература:

    1.Конюхов Н.И. Словарь - справочник по психологии. − М., 1996.

    2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

    3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

    4. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7.С.2013-2017.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

    Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...

    Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

    Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...

    Роль сказок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового те...

    Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

    Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста

    Роль книги в речевом развитии детей по возрастным группам...