Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
    консультация по развитию речи

    Щербинина Татьяна Александровна

    Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное использование загадок в образовательной деятельности с дошкольниками  эффективно влияет на речевое развитие детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx21.94 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Консультация для педагогов ДОУ

       «Роль  загадок в  речевом  развитии  детей дошкольного возраста»

           Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую улыбку, а для педагогов  загадка является необходимым дидактическим материалом, поскольку ее лаконичность в сочетании с художественной выразительностью позволяет и занятие оживить, и задачи успешно решить. Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, к его житейским мудростям. Образность, красочность, эмоциональность загадок развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, подготавливают к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».

         Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметы и явления окружающей действительности, классифицирует их.

         Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковый элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

        Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству,  родному языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством нравственного воспитания.

         Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

         Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

         Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

         «Почему дети так любят загадки?.. Загадки в концентрированной, почти в символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих». (Д. Родари)

         Работа с загадками также применяется и для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.

         Загадка используется как средство формирования разных сторон речи.

         Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

         В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.

         Загадка вызывает у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность,  конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда?  что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

         Например, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посередине гвоздь». (Ножницы); на то, из чего сделан предмет: «Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы).

         Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой – растянется». (Топор).

         Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость, и способ передвижения предмета, особенности звучания: «Летит, как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет).

         Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок». (Белка); о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица». (Козел); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса, заяц).

         Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит». (Медведь); на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: «Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет». (Кошка).

         В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида – форму, цвет: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – всю руку обдерешь». (Крыжовник); на место обитания: «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». (Березки).

         Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет». (Дождь, земля, трава).

         Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья).

         Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.

         Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинное описание предмета: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» – такими изображены в загадке ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит» – так красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».

        Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке: «Поднялись ворота – всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке: «Посреди поля серебряные зерна лежат».

          Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке «Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря сравнивается с красной девицей, а роса – со слезами.

         Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном  и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом – красками, формами.

         Необыкновенно образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например, снег – это и «одеяло мягкое, белое»,  и «скатерть», и «простыня»; снежинки – это и «пушинки», и  «звездочки», и даже «белые мухи; солнце – «костер», «красное яблоко», а радуга – то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота – всему миру красота».

         В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Неожиданный ответ – гвоздь в сапоге – подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.

         Значительна роль загадок в развитии у детей  поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

         Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами.

         Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: «Бела, как снег, черна, как жук, вертится, как бес, повернулась – и в лес». (Сорока).

         В других случаях ее плавная мелодия напоминает напевный речитатив народной сказки или присказки: «В темной темнице красные девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы». (Пчелы в улье).

         Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

    Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться), ребенок

    осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь).

          Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа. Даже, если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

          Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

           Размышления над загадками содействуют восприятию словообразовательных  и формообразующих средств русского языка – его морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки – невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. Такую нагрузку, например, несет на себе  суффикс –н (-ня) – в загадке о муравьях: «В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит». С помощью этого суффикса образованы существительные, обозначающие действия в собирательном значении. Обращает на себя внимание и суффикс –ищ-, имеющий значение увеличительности в загадке о кошке: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище».

         Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести словообразовательный анализ, благодаря которому можно установить, от основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Вот, например, мудреные определения предмета по его действию. В загадках о корове хвост обозначается как махай, вихляй, вертун, хлобыстун; рога – бодаш, бодастые; ноги – лягаи, ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно найти исходные глаголы: махать, вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить. Не всегда, конечно, детям дошкольного возраста доступны такие решения, но подобные словообразовательные задачи надо ставить, что в сознании дошкольников постепенно складывались привычные впечатления о словообразовательной системе русского языка.

         Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. Дети учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, что, как показывает практика, требует в обучении детей многократных практических упражнений. Например,  загадка о туче: «Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется» - требует обусловленного расположения однородных членов (сказуемых) в соответствии  с логической последовательностью реальных действий.

          Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй русской речи в ее многогранных проявлениях. Загадка не просто «скользит» в речевой сфере, - она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой сфере, вдуматься в нее. Загадка заставляет  ребенка анализировать  ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.

          Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

         При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок образовательным задачам и жизненному опыту ребенка;  полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

          Можно сделать вывод, что систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное использование загадок в образовательной деятельности с детьми  эффективно влияет на речевое развитие детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Консультация знакомит воспитателей с влиянием загадок на речь детей, также знакомит с методикой обучения составлению загадок....

    Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

    Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

    Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

    Консультация для педагогов «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

    О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи...