Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация

Ильина Алена Яковлевна

Консультация для педагогов

«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_karty_proppa.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Карты Проппа – замечательный сказочный конструктор. Он помогает формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. А так же развивает внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащает эмоциональную сферу, активизирует устную связную речь.

Сама методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно и свою актуальность не потеряла и в настоящее время.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью

соответствуют требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Что за чудо, что за прелесть эти сказки!

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте, взаимопомощи передаются в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, доброй волшебницы или феи, всегда готовых прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, а нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольного учреждения, поощрять интерес ребенка к сказкам, научить анализировать произведение и понимать прочитанное, а также запоминать. В этом нам помогут карты Проппа.

Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народны сказок и выделил в них набор постоянных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — 31, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира, (всем известный итальянский писатель оказывается, не только сочинял сказки для детей – он написал еще и книгу о том, как сочинять сказки вместе с детьми), он сократил их количество до 20, но последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д. Родари отмечал, что каждая карта находит

отклик во внутреннем мире ребенка.

Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.

Сказочных ситуаций или функций 20:

1 запрет или предписание; 2 нарушение; 3 вредительство; 4 отъезд героя; 5

задача; 6 встреча с дарителем; 7 волшебные дары; 8 появление героя; 9

сверхъестественные свойства антигероя; 10 борьба; 11 победа; 12 возвращение домой; 13 прибытие домой; 14 ложный герой; 15 трудные испытания; 16 ликвидация беды; 17 узнавание героя; 18 изобличение ложного героя; 19 наказание ложного героя; 20 Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры:

запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с

существующим авторитетом.

- В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет.

- А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил.

Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Перечисленные 20 функций необходимо подготовить к обучающему процессу, то есть изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Существуют 20 сказочных функций, но для работы с детьми дошкольного возраста достаточно от 3 до 8 карт, в зависимости от возраста детей.

Целесообразность карт Проппа

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

1. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что

позволяет ребенку анализировать поступки героя, а, следовательно, у ребенка

развивается абстрактное, логическое мышление.

2. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого

воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Подготовительные игры

1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения,

волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев,

описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения

сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою

(Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

7. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт

характера героев, их действий.

Последовательность знакомства с картами

1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть

выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение

2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и

соотношения с определенной функцией.

3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).

7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать

готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Результат работы с картами Проппа:

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами;

– чувствовать красоту и образность родного языка.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию примеры сказок, придуманных детьми подготовительной группы с использованием карт Проппа.

Сказка «Стрекоза и Жук»

1.Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете в беду».

2.Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

15.Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука.

16.Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

1 Запрет

2 Нарушение

15 Трудные испытания

16 Ликвидация беды

Сказка «Лиса и Коза»

1.Жили-были Лиса и Коза. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы.

Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные.

2.Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна.

3.Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

12.К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь.

18.Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

1 Запрет

2 Нарушение запрета

3 Вредительство

12 Возвращение домой

18 Изобличение ложного героя

За этот короткий промежуток, я изготовила карты и попробовала применить в своей работе. Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко

запоминают названия карт, работают активно и эти занятия им нравятся. Процесс обучения необходимо делать во второй половине дня малыми подгруппами. Во - первых дети легче запоминают карты, во - вторых ребенок спокойно пересказывает сказки и сочиняет свои рассказы. Так же карты Проппа рекомендую изготовить в ярком оформление и со смысловой структурой. У меня на картах изображены сказочные персонажи, дети могут рассказывать какие это персонажи (добрые или злые), в каких

сказках они встречаются и т.д.

Рекомендую изготовить во всех возрастных группах карты Проппа.

Многие говорят, что карты Проппа и мнемотаблицы это одно и тоже. Нет. Отличие карт Проппа от мнемотаблиц есть. При работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных

воспитанников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Карты Проппа как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Методическая разработка "Карты Проппа как средство речего развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...