Методическая разработка "Карты Проппа как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Беркетова Татьяна Александровна

Методическая разработка "Карты Проппа как средство речего развития детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berketova_t.a._metodicheskie_kommentarii.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

В 2018 -2019 учебном году  мною было выбрано приоритетное  направление в работе с детьми по развитию речи. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием ФГОС раздел «Речевое развитие» выделено в отдельную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

Проблема:

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

- высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов. В основном это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. ДжанниРодари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Даннаяметодика обеспечивает эффективность образовательного процесса, в котором у детей дошкольного возраста формируется умение пересказывать сказки с опорой схему, повышается компетентность  участников педагогического  процесса  в  вопросах  развития речи.

Данная  работа  является   алгоритмом  образовательного процесса  с  воспитанниками  от 5 до 6  лет  по  формированию связной речи, который позволяет:

во-первых,  сохранять  лучшие  традиции дошкольного образования, его фундаментальность, которая выражается в комплексном решении задач по развитию речи;

во-вторых, расширить речевой раздел основной образовательной программы дошкольного учрежденияи интегрировать с другими образовательными   областями.

В  реализации  опыта  использованы  следующие технологии:

  • проектный  метод,  позволяющий  привлечь  детей  иродителей в образовательный процесс;
  • использование  ИКТ,  позволяющий  более  красочно показать  материал  организованной  образовательной деятельности в иллюстрациях;
  • интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
  • игровая  технология,  которая  обогащает  детей  в  целом новыми  впечатлениями,  знаниями,  умениями,  развивает интерес  к  литературе,  формирует  диалогическую, эмоционально-насыщенную  речь,  активизирует  словарь, способствует  нравственно-эстетическому  воспитанию каждого ребенка;
  • технологии личностно-ориентированного  обучения, при  котором механизмы обучения  полностью  совпадают  с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира, учитываются как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного ребенка, а в основе его лежат сотрудничество между воспитанником и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.

В рамках работы по данному направлению проекта мною разработаны методические материалы, которые включают в себя: комплекс познавательно-игрового  материала  для  воспитанников, консультативный материал для педагогов и родителей, конспекты ООД.

При подготовке  мероприятий учитывала возрастные и творческие особенности детей. Мною была проделана большая предварительная работа: это беседы, знакомство с картами Проппа, рисование, игры, работа с родителями, просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

В проекте выполняются обязательные условия для развития ребенка -уважение к ребенку, принятие его целей и интересов, совместный поиск решений, проявление самостоятельности.

Данный проект у дошкольников не только формирует системные знания, но и учит применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной  жизни.

Формыиспользуемые мною в работе с детьми:

•Организованнаяобразовательная деятельность (объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, просмотр тематических фильмов и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций)

•Совместная деятельность педагога и детей (экскурсии,  целевые прогулки, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации,игры-моделирование,  драматический  театр,  тематические досуги, развлечения)

• Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей.

Анализируя деятельность детей во время мероприятия, хочется отметить, что они проявляли познавательную и двигательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали свой жизненный опыт, имеющиеся знания, умения и навыки. Они были заинтересованы, внимательны, организованы в решении поставленных задач.

Немаловажную роль в реализации проекта сыграли родители. Они стали первыми и главными моими помощниками. Творческое взаимодействие с родителями дало возможность детям получать массу впечатлений и эмоций. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей.

Итогамиреализуемого мероприятиясчитаю:

  • – умение определять жанр произведения;
  • – запоминать последовательность событий;
  • – выделять основное содержание сказки;
  • – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
  • – уверенно манипулировать картами;
  • – чувствовать красоту и образность родного языка.

Систематическое использование в рамках реализацииобразовательной области «Речевое развитие» технологических приемов иметодов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенкехудожественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Следовательно, создаются необходимые условия для организации совместной образовательной деятельности, способствующей развитию воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...

Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...