Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
    консультация

    Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

    Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx19.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД С. ВЯЗОВКА ТАТИЩЕВСКОГО РАЙОНА

    САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    412181, Саратовская область, Татищевский район, с.Вязовка, ул. Совхозная, д. 10 а, тел.: (845-58)5-61-21


    Консультация для педагогов

    «Система педагогической работы по речевому развитию

     детей дошкольного возраста».

    Подготовила воспитатель: Детянцева Н.А.

    25.10.2019г.

    Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

    Культура речи -это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

    Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.

    Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:

    -овладение речью как средством общения и культуры;

    -обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    -развитие речевого творчества;

    -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    В процессе организации работы по речевому развитию детей следует использовать следующие подходы:

    1.Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

    –понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

    –развитие связной диалогической и монологической речи;

    –обогащение и уточнение словаря;

    –развитие грамматического строя речи;

    –развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

    –развитие мелкой моторики

    2.Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

    3.Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

    Работа по данному направлению должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

    Создавая условия для полноценного развития речи детей, педагоги предусматривают:

    -создание развивающей предметно-пространственной среды;

    - целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

    -изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

    Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста

    занимает эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. В группах оформляются разнообразные детские уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», в подготовительной группе «Школа», и другие, что способствует развитию речи воспитанников.

    Педагоги накапливают разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

    Организация воспитательно-образовательной работы по развитию речи в ДОУ должна осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ. Приведу пример такой ситуации: «Добрые приветствия», во время которой дети знакомятся с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что мы встретились». В качестве ситуаций общения можно провести игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи)

    Так же в работе, как одну из технологий, педагоги нашего ДОУ применяют проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода-речевое развитие ребенка.

    При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

    И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

    В течение дня необходимо использовать разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет», «Съедобное–несъедобное», «Добавь слово», «Подбери признак», дидактические игры «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку», «Исправь ошибку», индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).

    При организации режимных моментов широко применяется художественное слово. Детям для самостоятельного рассматривания предлагаются предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание должно уделяться развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используется опыт детей, создаются проблемные ситуации. Педагоги должны обращать внимание на качество ответов детей, исправлять грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

    Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей целесообразно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН); на информационных стендах выставлять консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками-развиваем речь» и др., совместная работа над  проектами, посещение детских утренников, на которых родители могут увидеть работу педагогов с детьми по речевому развитию.

    И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной, если:

    -дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

    -обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

    -педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

    В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

    Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                    В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

    Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...

    Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

    Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

    Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

    Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...

    Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

    laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить»....

    Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста

    Система педагогической работы по речевому развитию детей                 раннего возраста...