Главные вкладки

    Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»
    консультация (старшая группа)

    Мирова Анастасия Ивановна

    Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

    Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»

    Консультация на тему:

    «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

                                                                             Подготовила:

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                                    А.И. Мирова  

    п. Смирных

    2020 год

    Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

    Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

    Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования.  В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этномузыкальная  деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

    Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

    Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой. Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно- эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация) культурно-досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание. Основой художественно - эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

    Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

    Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, народным костюмом.

    Воспитание любви к Родине, гордости за нее, а также этнокультурное воспитание начинается с возрождения забытых национальных ценностей. А детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки культуры разных народов. В настоящее время актуальным вопросом современности является воспитание толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов.

    Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет, с одной стороны, сохранять и развивать этнокультурную самобытность, с другой,- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, укреплять российское общество.

    К средствам этнокультурного воспитания можно отнести: музыку, танцы, костюмы, народные праздники, детские издания (журналы, книги) народные игры, в том числе и музыкальные,  игрушки, дидактические пособия, экскурсии, общение с носителями языка и культуры.

    Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в тесной взаимосвязи со всеми направлениями развития:

    • Познавательно-речевое: экология, природа, фольклор, национальный язык.
    • Социально- личностное: народные традиции, история отечества, государственная символика
    • Физическое развитие: народные игры и забавы
    • Художественно- эстетическое: творчество композиторов, поэтов, писателей, художественная литература, народное творчество – декоративно- прикладное искусство и т.п.

    Все виды деятельности интегрированы, что соответствует современным требованиям, изложенным в ФГОС, наилучшим образом соответствуют особенностям детского восприятия окружающего мира.

    Музыка – это неотъемлемая часть этноса и одна из наиболее доступных для детей средств понимания народной культуры.

    На музыкальных занятиях знакомим детей с культурой коренных народов севера: нанайцами, айнами, эвенками, нивхами. Многообразие и нестандартность их обычаев не оставит равнодушными, ни малышей , ни уже подросшего ребёнка. Это различные песни и игры, национальные костюмы.

    Так же, изучаем Сахалинских композиторов и их произведения. Проводим с ребятами старшего дошкольного возраста развлечения: «Стоит изба, ни высока и не мала», «Угадай мелодию», «Праздник русской песни» и прочее. Ставим русские народные сказки.  

    Такая форма приобщения к народному творчеству вдохновляет не только ребят, но и их родителей, которые активно участвуют в подготовке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

    В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

    «Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

    1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

    Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

    Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

    Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

    Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

    Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

    Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"

    Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...