«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
материал (младшая группа) на тему

Яковлева Мария Геннадьевна

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО

2. Содержание Образовательной области «Познание»

3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет

4. Особенности Познавательного развития детей 3-4 лет на примере программы «От рождения до школы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat_razvitie_3-4_goda.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

 С самого рождения ребенок познает окружающий его мир. Познавательное развитие ребенка – процесс очень интересный и непрерывный. Каждую минуту мозг ребенка воспринимает информацию и обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего-то просто избавляясь. Задача взрослых состоит в том, чтобы развить интерес к окружающему миру, поддерживать этот интерес и побуждать ребенка узнавать новое. Познавательное развитие детей дошкольного возраста происходит через игру. В игре ребенок приобретает знания и в дальнейшем использует эти знания – это и подразумевает познавательное развитие ребенка.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО

Существующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, регулирует отношения в сфере образования, возникающие при выполнении основной образовательной программы дошкольными образовательными организациями(далее ДОО).

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены принципы поддержки, специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Стандарт является основой для разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы), содержание которых должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие).

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира[1].

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования[2]. А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности[3].

  1. Содержание Образовательной области «Познание»

       Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, умственного развития  детей через решение задач:

- сенсорное развитии (знания о геометрических фигурах,  о цвете, предетах их осязаемых свойствах)

- формирование элементарных математических представлений(количество, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени)

- формирование целостности картины мира, расширение кругозора (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой, сезонные явления)

- формирование представлений о себе и других людях(понимания взрослый, ребенок, семья).

      - формирование  с пяти лет первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира (родной город, страна, планета земля).

Содержание области познавательное развитие в ДОО должно соответствовать возрасту детей.

3.Возрастные особенности развития детей 3- 4 лет

Для данной контрольной работы актуально подробное описание возрастных особенностей развития детей 3-4 лет. В этом возрасте ребенок выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Игра – главный вид деятельности ребенка в этом возрастном периоде. Продолжительность игры небольшая и как правило эта игра с одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Ребенок владеет азами изобразительной области -графические образы бедны, детали на рисунке отсутствуют. Дети  уже могут использовать цвет. Особо важными являются занятия лепкой, они развивают   мелкую  моторику. Дети  могут под руководством взрослого вылепить простые предметы. Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия и развивает воображение ребенка. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Дети 3-4 лет могут запомнить  3–4  слова  и  5–6  названий  предметов по просьбе взрослого.  Помнят значительные  отрывки  из любимых произведений, детские потешки, стишки. Между собой дети пока не дружат, а играют  рядом.  Конфликты между детьми возникают в большей степени по поводу игрушек. Начинает развиваться самооценка, в большей степени дети младшего дошкольного возраста ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

4.Особенности Познавательного развития детей 3-4 лет на примере программы «От рождения до школы»

В данной работе мы рассмотрим особенности познавательного развития детей 3-4лет, взяв за основу примерную общеобразовательную программу дошкольного образования « От рождения до школы». После ознакомления с несколькими программами, такими как «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Вдохновение», программа «От рождения до школы» показалась мне более простой и понятной.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработана на основе ФГОС ДО и предназначена  для  использования  в  дошкольных  образовательных  организациях  для  формирования основных образовательных программ.

Главными целями Программы является создание  благоприятных  условий  для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие  психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование  предпосылок  к  учебной  деятельности,  обеспечение  безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется здоровью, доброжелательному отношению к детям, уважению к детскому творчеству. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его[4].

           В  соответствие с Программой овладевая элементарными математическими представлениями, ребенок 3-4 лет знакомится с пониманием «Колличество», должен научиться выделять общий признак группы предметов (все предметы –круглые, эти все красные, большие, мягкие),  различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».                                                                

Ребенок младшего дошкольного возраста должен быть знаком с понятием «Величина», уметь сравнивать  предметы  контрастных  и  одинаковых  размеров;  при  сравнении  предметов  соизмерять  один  предмет  с  другим по  заданному  признаку  величины  (длине,  ширине,  высоте,  величине в целом), пользуясь  приемами  наложения  и  приложения;  обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Познакомить детей с формой, с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Развивать  умение  ориентироваться в  расположении  частей  своего  тела  и  в  соответствии  с  ними  различать пространственные  направления  от  себя:  вверху — внизу,  впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. Ориентировка  во  времени. Учить  ориентироваться  в  контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Для ознакомления ребенка 3-4 лет с элементарными математическими представлениями, педагог использует наглядные пособия, кубики, мячи (шарики) разного размера и цвета – материал может быть как покупной, так и сделанный своими руками. Хорошо делать простые аппликации, лепить несложные предметы, рисовать. Для  ориентировки в пространстве можно попросить детей, взяв в руки любую игрушку, расположить ее над головой, за спиной, перед собой.

 Сенсорное развитие подразумевает ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (мягкий, твердый, горячий, холодный, гладкий, шершавый и т.п.) Обогащение чувственного опыта детей и умение передать эти ощущения словами. Умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Так же   в возрасте 3-4 лет ребенок закрепляет умение выделять цвет, форму, величину как  особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствует навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Ребенок младшего дошкольного возраста в соответствии с данной Программой умеет подбирать предметы по цвету (три основных цвета: красный, синий, желтый) и величине(большие, средние, маленькие), собирать пирамидку из уменьшающихся  по  размеру  колец,  чередуя  в  определенной  последовательности 2-3 цвета, собирать картинку из 4-6 частей.

Ознакомление с предметным окружением. Следуя в соответствии с программой, воспитатель знакомит детей 3-4лет с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. В игровой форме учит устанавливать связи между строением  и  функцией.  Понимать,  что  отсутствие  какой-то  части  нарушает предмет, возможность его использования. Расширять  представления  детей  о  свойствах (прочность,  твердость, мягкость)  материала  (дерево,  бумага,  ткань,  глина).  Способствовать  овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать  (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывать  о  том,  что  одни  предметы  сделаны  руками  человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

В программе подробно расписано ознакомление детей с социальным миром. В возрасте 3-4 лет следует знакомить детей с театром через миниспектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям  детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой  инфраструктуры):  дом,  улица,  магазин,  поликлиника, парикмахерская. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Рассказывать  детям  о  понятных  им  профессиях(воспитатель,  помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер,  строитель),  расширять  и  обогащать  представления  о  трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный,  чуткий)  и  деловые  (трудолюбивый,  аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться. Формировать  интерес  к  малой  родине  и  первичные  представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать  рассказывать  о  том,  где  они  гуляли  в  выходные  дни  (в  парке, сквере, детском городке) и пр.

В соответствие с программой в процессе ознакомления с миром природы надо расширять представления детей 3-4 лет о растениях и животных, знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.) Расширять  представления  о  диких  животных  (медведь,  лиса,  белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды(малина, смородина и др.). Дать  элементарные  представления  о  растениях  данной  местности: деревьях,  цветущих  травянистых  растениях  (одуванчик,  мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить  с  характерными  особенностями  следующих  друг  за  другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка(сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать  умение  понимать  простейшие  взаимосвязи  в  природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Обращать внимание на сезонные изменения в природе.  Осенью идут дожди, холодает, люди теплее одеваются, листья меняют цвет и опадают, перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью собирают урожай овощей и  фруктов.  Учить  различать  по  внешнему  виду,  вкусу,  форме  наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зимой идет снег, холодно, природа зимой по-своему красива – деревья в  снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д. Весной знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла  трава,  распустились  листья  на  деревьях,  появляются  бабочки и майские жуки. Расширять представления детей 3-4 лет о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.  В летнее время становится жарко,  светит яркое  солнце,  цветут  растения,  люди  купаются,  летают  бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Знакомить детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром можно по картинкам из книжек, наглядным пособиям, при помощи дидактических материалов, на прогулке, обращая внимание на все происходящее вокруг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение ребенка дошкольного возраста, довольно творческий процесс. Педагогу надо создавать ситуации, которые стимулируют познавательную активность ребенка, ситуации, которые требуют развития восприятия, мышления, воображения, памяти,  а не просто выдавать поток информации. Ребенку важно самому совершать открытия, размышлять. Стимулировать детскую познавательную активность педагог может при помощи вопросов, адресованных детям, создавая проблемные ситуации, обсуждения различных ситуаций,  в  которых  дети  могут  высказывать  разные мнения, помогая увидеть несовпадение точек зрения. Детям интересен мир который их окружает, и главной задачей взрослых, сделать так чтобы этот интерес не угасал, а побуждал ребенка к саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования • ФЗ №1155 от 17.10.2013

2. Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014

3. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста, О.Э. Литвинова, издательство Детство-пресс, 2015г.

4.интернет ресурс   maaam.ru

5. интернет ресурс nsportal.ru


[1] ФГОС ДО • ФЗ №1155 от 17.10.2013

[2] Пункт 1.4.7. ФГОС ДО

[3] Пункт 1.6.6  ФГОС ДО

[4] Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические условия познавательного развития детей раннего возраста.

Итоговая работа слушателя дополнительной программы профессиональной переподготовки  «Образование и педагогика (воспитатель)»...

Психолого-педагогические основы познавательного развития детей.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она  определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт  благоприятные условия для раз...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Основы рационального питания детей раннего и дошкольного возраста

В презентацию входят разделы:1.Пословицы о здоровом питании;2. Питание и его роль для роста и развития детского организма;3. Основные групп продуктов питания...

Психолого – педагогические основы коррекционного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями умственного развития.

Трудности в обучении у детей с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей, имеющих трудности в обучении (ЗПР). Особенности образования детей с умственной отсталостью (олигофренией...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...