Основные параметры неправильного воспитания дошкольников. Конспект к презентации.
консультация по теме

Козакова Елена Михайловна

Текст выступления на тематической встрече в родителями воспитанников "группы риска". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД

Г. Покачи

Консультация

в рамках «Психологической гостиной»

на тему

«ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Подготовила:

педагог-психолог Е.М. Козакова

2016 г

Добрый вечер, уважаемые родители.

1 слайд

Не секрет, что семья основа основ в воспитании и развитии детей. Все закладывается именно с ранних лет в семье  родителями. Семейное воспитание – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. 
Предлагаю         рассмотреть основные параметры неправильного воспитания.

2 слайд

Л.Н. Толстой сказал, что воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!». Никто из взрослых не знает,  как правильно воспитывать детей.  К сожалению ни один родитель не изучал такого предмета в школе. Каждый воспитывает своего ребёнка исходя из того как его самого воспитывали. Но в психологии есть общие для всех типы неправильного воспитания,  с которыми мы сейчас и познакомимся.

3 слайд

Итак, типами неправильного воспитания являются:

- гипопротекция (далее я остановлюсь более подробнее на каждом);

- потворствующая гипопротекция;

- доминирующая гиперпротекция;

- потворствующая гиперпротекция;

- повышенная моральная ответственность;

- воспитание вне семьи;

- эмоциональное отвержение;

- воспитание в культе болезни;

- противоречивое воспитание.

4 слайд

Что  же такое гипопротекция. Это недостаток контроля со стороны родителей.

В крайней форме проявляется безнадзорностью, отсутствием  истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребёнка.  Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребёнок обычно чувствует, что старшим не до него.

5 слайд

Далее рассмотрим потворствующую гипопротекцию. Это чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.
Потворствующая гипорпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для ребёнка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой вид воспитания превращает детей в семейных тиранов, способных избивать родителей.

6 слайд

Доминирующая гиперпротекция. Это чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания - "запрещено всё, что не разрешено". Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг.

7 слайд

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу "ребёнок – кумир семьи". Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания - усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.

8 слайд

Воспитание в культе болезни. Преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

9 слайд

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

10 слайд

Повышенная моральная ответственность. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребёнка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.

11 слайд

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция (ребёнок-кумир) со стороны бабушки.

12 слайд

Воспитание вне семьи. Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией,  при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности, влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

13 слайд

Закончить презентацию типов неправильного воспитания хочу высказыванием

А.С. Макаренко, который сказал такие слова «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».  

Прослушав данную информацию закономерно спросить  - как же правильно воспитывать детей, какой тип применять?

Предлагаю послушать стихотворение, которое даст ответ на этот вопрос.

                                                 

Воспитать человека 
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.

Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!

Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.

Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.

Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!

А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!

И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

(Э. Асадов)

Спасибо за внимание. Желаю Вам почаще  и побольше проводить время с детьми и любить их любовью без предъявления каких либо условий, а потому, что они не смотря ни на что самые лучшие, самые умные, самые самые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....

Основные параметры неправильного воспитания. Презентация

В работе педагога-психолога важна взаимосвязь и взаимопонимание с родителями (законными представителями).Для этого разрабатываю презентации. Надеюсь они окажутся полезными для работников дошкольных уч...

Консультация для воспитателей: «Основные средства нравственного воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей:«Основные средства нравственного воспитаниядошкольников»...

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания дошкольников

Окружающая природа  - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием пе...

Памятка для родителей "Основные параметры неправильного воспитания"

Никто не знает как правильно воспитывать ребенка. В каждой семье свои правила. Но за многовековое существование человечества определились параметры, которые приносят вред для развития и восп...