Наблюдение, как основной метод экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру на тему

Печенина Светлана Николаевна

Окружающая природа  - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение, как основной метод

экологического воспитания дошкольников

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времен. Ещё в  XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я. А. Каменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

Окружающая природа  - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдения накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятия. Именно оно, это непосредственное восприятие окружающего мира, имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка.

Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая полезная логика для детей. Таким образом, по мнению К.Д. Ушинского наблюдения помогают ребёнку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове. В процессе умственного развития детей и подготовки их к обучению в школе большое значение имеет обогащение их системой знаний об окружающей действительности и развитие на этой основе умственных процессов: ощущений, восприятия, представлений, внимания и речи, воображения и мышления.

Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее. Ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.

Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении  с природой способствуют физическому развитию ребёнка.

Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но и развивается у него эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, о деятельности человека в природе – а это задачи экологического воспитания.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в лаборатории, зимнем саду.

Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать; не просто смотреть на предмет, а видеть его, так, чтобы затем отчётливо во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не проходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдение требует и от воспитателя, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения.

Процесс наблюдений на прогулке иногда бывает не совершенен по своей структуре и методике. Наблюдения превращаются в недостаточно управляемый, почти стихийный процесс, проходит хаотично, вследствие чего выпускаются из вида существенные детали, внимание детей отвлекается на другие объекты. Такое наблюдение не может способствовать образованию полных и чётких представлений, или наоборот, чрезмерным педагогическим воздействием воспитатель подавляет инициативу ребёнка.

Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания

В статье раскрывается значение метода наблюдения в формировании познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются общие требования к организации наблюдения и методика проведения наб...

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как на...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...