Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников
презентация по окружающему миру

Презентация-проект на тему "Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников Выполнила: воспитатель МКДОУ « Новобатуринский детский сад «Петушок», Акулиничева Елена

Слайд 2

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Слайд 3

Виды наблюдений 1. Индивидуальное, групповое и фронтальное. 2. Эпизодическое, длительное и итоговое (обобщающим). 3. Наглядное (рассматривание), словесное (беседа, художественное слово) практическое (труд, опыты). 4. Распознающее (распознавание особенностей объектов, свойств, признаков, качеств). 5. С использованием раздаточного материала. 6. Сравнительное (сравнение свойств, качеств, объектов). 7. Инициативное (организуется ребенком, но руководящая роль принадлежит воспитателю). 8. Первичное, повторное. 9. Календарное (с использованием календарей, сезонов).

Слайд 4

Выбор метода и видов наблюдения зависит от: программного содержания; содержания деятельности; уровня сформированности навыков; умений детей; возрастных и индивидуальных особенностей; умения воспитателя, его подготовленности.

Слайд 5

Приемы руководства наблюдением игровые приемы, сюрпризный момент; обследовательские и поисковые действия, вопросы, сравнения; художественное слово, изобразительная деятельность, словесные описания; постановка познавательной задачи, личный опыт, обобщения, моделирование, труд, использование демонстрационного материала, картин, иллюстраций, живых объектов.

Слайд 6

Подготовка к наблюдению Воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Слайд 7

Общие требования к организации наблюдения 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Слайд 8

Методика проведения наблюдений разных видов. Распознающее наблюдение. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение. На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Слайд 9

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Т акое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Слайд 10

Длительное наблюдение Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.

Слайд 11

При организации наблюдений важными являются следующие моменты: 1. Комплексное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. 2. Преобладание визуального источника знания над словесным. 3. Охват наблюдениями всех детей. 4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

Слайд 12

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. Младший возраст П ервые наблюдения лучше организовывать за животными, а не за растениями. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Затем организуется рассматривание объекта Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Вопросы должны носить репродуктивный характер С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно.

Слайд 13

Средний возраст Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения. Широко используется наблюдение с использованием раздаточного материала. О рганизуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи. Одним из важных приемов являются вопросы к детям. Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. Н ачинают использовать рассказы из личного опыта детей. В ходе наблюдения рекомендуется использовать художественное слово П едагог, может предложить детям выполнить несложные трудовые действия.

Слайд 14

Старший возраст Обучение детей самостоятельной постановке познавательной задачи во время разнообразной деятельности . Наблюдение становится все более планомерным. Д ети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром. В ажной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Наблюдение становится более самостоятельным.

Слайд 15

Вывод Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников. Благодаря наблюдению, можно возбудить у детей интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое воображение.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания

В статье раскрывается значение метода наблюдения в формировании познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются общие требования к организации наблюдения и методика проведения наб...

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие ...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, ...

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания дошкольников

Окружающая природа  - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием пе...