Наблюдение как метод экологического образования дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семыкина Татьяна Райнольдовна

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, оперативный, результативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nablyudenie-2016.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

Результаты исследования показали, что наблюдение это основа реалистических представлений о природе, на которых строится личный опыт дошкольников. Наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместной интеллектуальной деятельности наблюдение, становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируется круг конкретных экологических знаний об объектах природы. Наблюдения организованные специальным образом составляют организационно-педагогическую систему наблюдений.

В основу организационно-педагогической системы наблюдений для старших дошкольников положены основные компоненты деятельности, они и явились компонентами системы: мотивационно-целевой, содержательный, оперативный, результативный.

Мотивационно-целевым компонентом системы является – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Содержательный компонент системы состоит из основного метода – наблюдения. Содержание наблюдений за живыми объектами складывается из следующих моментов: 1) рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; 2) наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных — это разные формы поведения); 3) знакомства с компонентами внешней среды; 4) выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). Знакомясь с предметами окружающего мира, дошкольники учатся различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений (деревья, цветы, комнатные растения).

Результативный компонент заключается в формировании у детей отношения к природе в процессе наблюдения

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, — это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что организационно-педагогическая система наблюдений, составленная на цикличном подходе, имеет ряд достоинств:

- постепенное и более надежное их усвоение знаний за счет распределения всего объема знаний на «порции»;  

- расширение и уточнение знаний за счет демонстрации детям новых сторон уже знакомых объектов.

- формирование устойчивого познавательного интереса к процессу наблюдения за счет распределения наблюдений во времени и многоразового (но с разным содержанием) обращения к одному и тому же объекту на протяжении 1 — 3 месяцев.

Таким образом, организационно-педагогическая система наблюдений, основанная на цикличном подходе, формирует знания о закономерностях и  морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность более понятна детям в ряде  последовательных наблюдений за природными объектами и явлениями природы.

Система дает возможность сформировать у детей дошкольного возраста осознанно-правильное отношение к природе,  так как они постоянно соприкасаются с этими природными объектами в своей жизни. Им становятся понятны невидимые природные связи, с которыми они сталкиваются каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие ...

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как на...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...

Формы и методы экологического образования дошкольников

В педагогике существует несколько систем классификации методы. Наиболее широко применяется классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Если источником знаний является наблюдение,...

Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников

Презентация-проект на тему "Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников"...