Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников
статья на тему

Шенцова Наталья Станиславовна

в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как наглядный метод организации обучения в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc160.52 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

Шенцова Наталья Станиславовна,

отделение педагогических специальностей,

специальность: дошкольное образование, курс 3

Научный руководитель: Пасюкова Е.В.,

преподаватель ПЦК психологии и педагогики ЮСПК СахГУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как наглядный метод организации обучения в дошкольном образовании.

Ключевые слова: наблюдение, экологическое воспитание, методы обучения.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Опираясь на законы РФ «Об охране окружающей природной среды»[1], «Об образовании в РФ»[2] и «ФГОС дошкольного образования»[3] экологическое воспитание  становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Следует отметить, что зарождение идей экологического воспитания дошкольников произошло уже на рубеже второй половине XIX и начала XX века в работах русских прогрессивных педагогов К.Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Е.Н. Водовозовой, Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеевой. Впервые было отобрано содержание ознакомления дошкольников с природой родного края. Исследования последних лет в области экологического образования детей связаны с рассмотрением личностного аспекта отношения к природе ( Д. А. Адам, Л. Л. Кшнясева, А. Г. Рындина), экологической субкультуры детства ( Л. В.  Моисеева, В. А. Забзеева, Е. В. Михеева), изучением субъектной позиции в процессе экспериментирования ( О. В. Афанасьева, О. В. Киреева). В последнее время более ярко проявляется гуманитарный подход к экологическому образованию детей.[4]

В настоящее время проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы. Дошкольные учреждения  проявляют настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Экологическое воспитание – это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.[5] Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

1.Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным (24, С. 28).
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
[6]

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации  экологического воспитания дошкольников.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.[7] 

В педагогическом процессе детского сада используются раз личные методы обучения: наглядные, практические, словесные. 

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться над наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова)[8]

В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:[9] 

  1. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием распознающее наблюдение используется при обобщении и систематизации знаний. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др. 
  2. За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии, он требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т. д. Понимание воспринятого требует установления отношений последовательности с временной характеристикой (хотя бы суммарной, недифференцированной), а также элементарного освоения принципа сохранения и вариативности — понимание того, что объект, оставаясь тем же, меняется. Этот вид наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение, формирует у детей элементы диалектического мышления. 
  3. Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных задач. 

Козлова С.А., Куликова Т.А. предлагают другую классификацию видов наблюдения: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. [10]

  1. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, 
    с изменением состояния того или иного объекта. Для данных наблюдений подбирают 
    различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике). 
  2. Сравнительные наблюдения. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

К особенностям организации наблюдения дошкольников в процессе экологического воспитания важно соблюдать следующие требования.[11]

  1. Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята ими. Необходимо дождаться эмоционального отклика детей, их готовности включиться в поиск.
  2. Создать условия для возможно более эффективного наблюдения.
  3. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, используются другие анализаторы.
  4. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.

Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников одним из ведущих методов является наблюдение. При правильной организации наблюдения у детей в дошкольном возрасте происходит целенаправленное, планомерное активное восприятие объектов и явлений природы.

Список использованной литературы.

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.Спб.: Питер, 2013. 464 с. С.197-203, 323-336.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.:  Издательский центр «Академия», 2009. –С.228.  
  3. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в дет. саду. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г. Саморуковой .- М.: Просвещение, 1991.-240с.
  5. Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечной // Дошкольное воспитание. – 1996. - №7. – С.26 – 29.
  6. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.

Интернет источники

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.URL:http://vsesnip.com/Data1/9/9444/(дата обращения 06.04.2016).
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688(дата обращения 06.04.2016).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013N 1155. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637(дата обращения 06.04.2016).

[1] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.URL:http://vsesnip.com/Data1/9/9444/(дата обращения 06.04.2016).

[2] Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688(дата обращения 06.04.2016).

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013N 1155. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637(дата обращения 06.04.2016).

[4] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.Спб.: Питер, 2013. 464 с., 323-336.

[5] Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.

[6]Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечной // Дошкольное воспитание. – 1996. - №7. – С.26 – 29.

[7] Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г. Саморуковой .- М.: Просвещение, 1991.-240с.

[8] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.:  Издательский центр «Академия», 2009. –С.227.  

[9]   Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в дет. саду. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 288с.

[10] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.:  Издательский центр «Академия», 2009. –С.228.  

[11] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.Спб.: Питер, 2013. 464 с. С.332


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как метод экологического воспитания

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть ...

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания дошкольников

Окружающая природа  - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием пе...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленны...