Экологический театр как эффективный метод экологического образования дошкольника.
материал по окружающему миру (средняя группа)
Публичное выступление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.47 КБ | |
| 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Экологический театр как эффективный метод экологического образования дошкольника.
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Актуальность
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые походы к воспитательно-образовательной деятельности.
Я хочу остановиться подробнее именно на организации работы по экологическому воспитанию посредствам экологического театра.
Экологический театр – один из самых доступных видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности.
Театрализованная деятельность помогает раскрыть проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Только через театральную игру у ребенка происходит познание самого себя, других, окружающего мира.
Цель: создание условий для формирования у детей необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы.
Задачи:
1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
2. Формировать у детей первоначальные средства актерской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральной сценки.
3. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения путем театрализованной деятельности с экологическим содержанием.
4. Воспитывать любовь к природе, желание охранять ее чистоту и первозданность.
5. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
В экологическом воспитании я применяю как традиционные формы работы с детьми: занятия по ознакомлению с окружающим миром, наблюдения, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки, беседы. Так же применяю и не традиционные формы работы с дошкольниками: экологические акции «Птичья столовая», «Войди в лес другом», Акция «Подарим книге новую жизнь –спасем одно дерево» вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг.
Мой выбор данной темы обусловлен личной заинтересованностью детей. В ходе просмотров театрализованных представлений в нашем детском саду на экологические темы: «Приключение Нерпёнка», «Хитрая лиса», «Лесная история» я увидела, что дети проявляют огромный интерес к данной теме.
Поэтому одним из методов решения задач по экологическому воспитанию я определила – театрализованную деятельность по экологии.
Работу с экологическим театром я начала вести с младшей группы по следующим направлениям:
Вначале на организационном этапе, я изучила методическую литературу:
- Познавательное развитие ребенка «Сказки о природе» Е.А. Алябьева.
- Театральная педагогика в детском саду Е.В. Мигунова
- Театрализованная деятельность в детском саду Е.А. Антипина.
Далее создала центр театрализации в группе, и наполнила его разными видами театра, костюмами, масками. Разработала дидактические и методические пособия: картотеки разных игр, конспекты занятий по театрализованной деятельности. Были подобраны сценарии экологических сказок для дошкольников по возрастам, которые можно просто прочитать, а какие-то можно и инсценировать. В данном центре дети могут обыгрывать и самостоятельно придумывать разные сказки с различными сюжетами.
Для чтения художественной литературы, просмотра иллюстраций, картин была создана мини-библиотека, в которой была представлена литература на экологическую тематику.
На практическом этапе мы решили сами попробовать театрализованную деятельность. И начали с игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей, например, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый тигренок шагает по дорожке. Когда ребенок побывает в роли сказочного героя, то у него постепенно возникает чувство переживания за животного, как ему холодно, голодно, как страшно зайчикам в лесу. Ребенок начинает сопереживать своему герою.
Для формирования уважительного отношения к представителям природы, восприятию их как равных человеку мы с детьми играем в игры – превращения. Можно предложить превратиться в капельку воды, в лягушку, вести себя как они, чувствовать себя как они, рассказывать, что они могли бы подумать о людях. Это достаточно важное достижение в экологической работе, так как современные дети более «черствые», не каждому жалко кошку или собаку.
Также провожу игры – импровизации по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель. Мы импровизируем с детьми стихотворение Е. Серовой «Одуванчик», М. Бородицкой «Разговор с пчелой». и др. Постепенно перехожу на вовлечение детей в ролевой диалог героев сказок. И только потом инсценируем с детьми сказки о животных: «Сказ о том, как звери в лесу уборку делали», «Теремок», «Заяц хвастун» и. т. д.
Так же в своей работе я использую игры – драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам: «Колобок», «Репка». Постепенно усложняю театрализованную деятельность и использую сценарии экологического характера. Воспитанники показали постановку «Как тучка была в пустыне», где попытались донести, без воды нет жизни на земле, «История одной елочки» воспитанники продемонстрировали для младших дошкольников. Артисты показали, что нужно беречь хвойные деревья, сохранить их растущими в лесу. Маленьким зрителям очень понравилось выступление, а артистам было приятно выступать перед другими ребятами из детского сада.
Главное в любой экологической сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Чтобы сыграть на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других. Театрализованные экологические сказки помогают ощутить детям природу эмоционально, как нечто живое. Проигрывая определенную роль дети несколько раз могут меняться ролями. Им удается побывать и дедкой, и бабкой, попробовать себя в роли мышки или репки. У детей есть возможность многократного перевоплощения. А перевоплощение в героев помогает воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы. Ведь не захочется бросать мусор в ручеек, если ты сам был Родничком или речкой. Такое одушевление природы тесно переплетаются с духовно-нравственным воспитанием.
Из опыта проводимой данной работы можно увидеть позитивные изменения
- Сравнивая уровень развития детей, я заметила, что, играя, они быстрее развиваются умственно, физически. Игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, способствует снятию закомплексованности детей, приобщает ребенка к миру театра.
- Дети стали более максимально проявлять свои творческие возможности, высказывать свои соображения, не бояться сделать ошибку, проявлять инициативу и самостоятельность.
- В свободной самостоятельной деятельности дети чаще стали использовать атрибуты для театрализации, и даже сами стали проигрывать небольшие сценки.
- Семьи воспитанников также стали активно принимать участие в подготовке к спектаклям. Изготавливают атрибуты к сценкам, продумывают и изготавливают костюмы для персонажей, многие родители сами готовы принять участие в спектакле и примерить роль артистов.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Театрализованное деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
Чтоб получить отличные результаты по экологическому воспитанию дошкольников, свою работу необходимо строить в тесном сотрудничестве с родителями и использовать разнообразные формы работы. Я планирую и дальше продолжать работу по данному направлению.
Василия Александровича Сухомлинского «Ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...
Экологический проект как эффективный метод в эколого-природоведческом образовании дошкольников.
Статья содержит рекомендации об использовании метода проектов в экологическом воспитании детей.Экологический проект способствует решению задачи познать окружающую среду, как единое природное сообществ...
Статья "Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии"
В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании....

«Метеостанция ДОУ как эффективный метод экологического воспитания дошкольников» - из опыта работы.
Создание Метеостанции на территории нашего детского сада....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игро...
Сообщение на педагогическом совете Тема: «Эффективные методы экологического воспитания старших дошкольников»
Эффективные методы экологического воспитания старших дошкольников...
