ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
статья (старшая группа)

Васильева Наталия Геннадьевна

Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игровых макетов в воспитательной работе МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aprel2023g.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Васильева Н.Г; Филинских В.В.

МБДОУ «Детский сад №459 г. Челябинска»

г. Челябинск

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игровых макетов в воспитательной работе МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска».

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Региональный компонент образовательной программы ДОО предполагает формирование духовно-нравственных ориентаций детей, воспитание патриотов своей страны, любящих свою Родину.

Экологическое воспитание, как одно из направлений воспитательной работы в ДОО, основано на понимании ценности природы и всего живого на Земле. К.Д. Ушинский отмечал необходимость воспитания подрастающего поколения в духе любви к людям, к своей Родине, к родной природе. Приведём цитату автора: «Чтобы улучшить мысли и слова ребенка, необходимо обогатить его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического ... происходит из наблюдений человека над природой...» [2, с.237]. К.Д. Ушинский был убежден, что знание природы, ее образов, пробуждает детскую мысль. Тех же взглядов придерживался В.А. Сухомлинский. Теория экологического воспитания В.А. Сухомлинского основана на том, что «эмоционально-эстетические богатства, приобретённые в процессе общения с природой в годы детства, должны входить в духовную жизнь, как одно из глубочайших человеческих потребностей» [3, с. 132].

В соответствии с ФГОС, экологическое образование понимается как непрерывный обучающий процесс, предполагающий совершенствование знаний в данной области. Е.Г. Бурганиева отмечает, что экологическое образование детей дошкольного возраста подразумевает приобщение к природе и окружающему миру, понимание многих жизненных процессов, осознание морально-этических норм, воспитание стремления к активным действиям по охране природы [1].

Одним из наиболее эффективных методов, который мы используем в своей педагогической деятельности по формированию у детей знаний в области регионального компонента, патриотического, экологического воспитания, является создание игровых макетов.

Макет – результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. В процессе взаимодействия с игровыми макетами дети имеют возможность развивать логическое мышление, воображение, игровые, коммуникативные способности, находить нестандартные решения. Также использование макетов в оформлении предметно-развивающей среды позволяет региональному компоненту становиться повседневным явлением в жизни детей. На основе готовых макетов можно проводить беседы, использовать их в работе с детьми при составлении рассказов. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

В рамках воспитательной работы по экологическому образованию детей был создан макет «Эколята». Основной целью данного макета явилось воспитание у дошкольников экологической культуры, бережного отношения к родной природе, ее животному и растительному миру, желания заботиться об окружающей среде и осознавать последствия своих действий по отношению к ней.

Разработанный макет отвечает всем требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде группы в соответствии с принципами, обозначенными во ФГОС ДО. Это безопасность, насыщенность, вариативность и доступность. Весь материал съёмный, вариативный, доступный для деятельности детей.

В экологическом макете нами были собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок; подобрана картотека дидактических игр, иллюстраций, тематических картинок, обучающих экологических сказок, различный наглядный материал.

Верхняя часть экологического макета разделён на три смысловые части: «Дошколята – эколята», «Наш дом – Южный Урал», «Азбука природолюбия».

В части «Эколята -дошколята» была собрана информация о реализации в течение года с детьми и родителями различных экологических проектов («Наши друзья эколята», «Огород на подоконнике», «Вторая жизнь пробок», «Маленькие исследователи»). Результаты представлены в виде фотографий, коллекций, выставок и праздничных мероприятий. Также были подобраны раскраски и игры–бродилки по экологии.

В рамках раздела «Наш дом Южный Урал» были систематизированы картотеки по следующим тематикам: «Озера Южного Урала», «Горы Южного Урала», «Реки Южного Урала». Подготовлены ребусы и загадки по экологии.

В части макета «Азбука природолюбия» были представлены фотографии детей «Общение с природой», дидактическая игра «Раздели мусор», знаки, нарисованные детьми «Вред и польза для планеты».

Так как мы являемся воспитателями в группе детей с ТНР, в процессе использования макета и перечисленных дидактических игр мы увидели дополнительные возможности в работе по развитию речи детей. Так, данные дидактические игры могут быть использованы для обогащения лексики, формирования грамматических категорий, а также для совершенствования связанной речи. Например, в процессе проведения дидактической игры «Раздели мусор» можно формировать у детей такие категории, как относительные прилагательные. Этого можно добиться, задавая воспитанникам последовательные вопросы (Мусор какой? Значит, из чего он сделан?).

В свою очередь, дидактические игры, связанные с топонимами Южного Урала (названиями озер, гор и рек), помогали нам в подготовке к обучению воспитанников грамоте. Когда усвоены названия рек, озер и гор, мы предлагали назвать только те, которые начинаются на звук А или другие доступные звуки (Акакуль, Ай и другие).

В ходе создания макета «Эколята» с воспитанниками детского сада   также было проведено много интересных игр, бесед, экскурсий, акций, викторин и конкурсов, тематических занятий, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

Когда мы увидели, какие возможности открывает метод игровых макетов, оценили эффективность их использования и увидели живой интерес у детей, мы вдохновились и решили углубиться в эту тему. Мы расширили границы тем для создания игровых макетов. Мы шли за интересами детей, что повлекло за собой создание макетов с такими названиями, как «Адрес моего дома», «Круговорот воды в природе», «Растительный и животный мир Южного Урала».

В процессе разработки игровых макетов были реализованы и другие формы работы, расширяющие вышеперечисленные темы. Среди таких мероприятий можно отметить: использование кубиков Блума «Чьи следы», «Чей лист», дидактические игры «Игры с эколятами», «Утро, день, вечер», «Круговорот воды в природе», «Сказка о путешествии капельки», создание картотек «Животный мир Южного Урала», «Растительный мир Южного Урала», специальной картотеки игр по экологии, подбор рассказов о природе для чтения и пересказа, сочинение экологических сказок.

В процессе работы было отмечено, что дети начали рассказывать дома про игровые макеты и родители, заинтересовавшись происходящим, предложили нам свою помощь в создании макетов, дидактических игр.

Результатом нашей плодотворной работы стало создание нескольких новых макетов (например, Деревенька Южного Урала). Также родителями был сделан большой альбом «Южный Урал», в котором были собраны темы: национальности Южного Урала; традиции народов Южного Урала; промыслы Южного Урала; легенды и сказы Южного Урала.

Отметим, что использование большого числа дидактических игр при создании макетов способствовало разработке собственного электронного сборника дидактических игр региональной направленности в нашем ДОО.

Таким образом, изготовление игровых макетов становится увлекательным видом совместной детско-взрослой деятельности, взаимодействия ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента образовательной программы ДОО.

Список литературы

  1. Бурганиева Е. Г. Инновационные технологии экологического развития дошкольников / Е. Г. Бурганиева, Т. В. Морозова // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 07 апреля 2021 года / Отв. редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2021. – С. 58-62.
  2. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – Москва: Юрайт, 2013. – 510 c. – ISBN 978-5-534-03348-9.
  3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. / В.А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1980. - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

"Патриотическое воспитание дошкольников" (из опыта работы)

Материал содержит теоретические и практические аспекты....

"Патриотическое воспитание дошкольников" (из опыты работы)

Автором представлен материал для педагогов по планированию и организации патриотического воспитания дошкольников....

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)

О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания дошкольника (из опыта работы)

Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....