"Использование музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников" - из опыта работы
материал
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_muzyku.docx | 19.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Ищенко Ж.Г. -
музыкального руководителя МАДОУ детский сад № 11 г.Павлово
«Использование музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Преимущества патриотизма
- Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
- Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
- Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
- Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
- Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
- Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.
Все эти задачи необходимо решать как в семье, так и в стенах дошкольного учреждения.
Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное образование детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на интегрированных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, посвящённым борьбе с фашистами.
Проведение этого знаменательного мероприятия стало традиционным в нашем учреждении. Для создания сценариев праздников, литературно-музыкальных композиций, которые несут много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей, при подборе музыкального репертуара я учитываю не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и силу воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. И в этом случае на музыкальных занятиях широко используются песни о родном крае, которые дети с удовольствием исполняют.
Особенно детям полюбилась песня Е.Гомоновой «Край родной», где все слова будто написаны про наше родное Павлово. Там и «плеск реки», а я изменила слова на «плеск Оки», и «резные узоры» — это резные наличники на старинных домах города. Дети совершено по-иному воспринимают песню и поют её с большим подъёмом!
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. С самого раннего возраста дети слушают и запоминают русские потешки, попевки, народные песенки-прибаутки.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Особенно дети любят смотреть видеозапись Нижегородского детского ансамбля «Славяне» под руководством Сереброва. А затем с энтузиазмом играют на русских народных инструментах, изготовленных в его мастерской. с помощью проектора и экрана включаю в музыкальные занятия подготовленные мной и другими педагогами презентации о русских народных инструментах, оркестре .
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...
использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...
Методическая разработка "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы старшего воспитателя)
Методтческая разработка...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)
Современное образование требует от нас , педагогов ДОУ, применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...
"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"
Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...