Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)
статья по окружающему миру на тему

Томей Мария Федоровна

                 Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Томей М.Ф., воспитатель

ГБОУСОШ №619 Калининского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников                               ( из опыта работы воспитателя)

                 Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.                                                                                                   Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  В поисках таких  средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня обращаются к методу проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.                                                                                                             Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Цель этих проектов - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.                                          Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и          потребностями.      

            Участие в проектах  помогает  детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса.  У ребят появляется  возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

            Методику работы с детьми в рамках экологического проекта мы  разрабатываем  на основе  интегрированного подхода. В ходе работы над проектом с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку. Проектная деятельность в нашем детском саду, и в нашей группе «Теремок» стала частью учебного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым перезимовать», «В гостях у Лесовичка», «Осенние листочки», «Красная книга».

             При  работе  над проектом следует  соблюдать алгоритм организации проектной деятельности:

1. Определение темы, актуальной и интересной для всех участников проекта.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающий у детей интерес, осознание сути проблемы и составление плана действий.                                                                                                                               3.Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материалов.                                                                                                                                                Хочу остановиться на проекте  «Поможем пернатым перезимовать».  Он осуществлялся в зимнее время года. Дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких  только кормушек не появилось на территории детского сада. Кормушки были разнообразными: кормушка «Автобус», «Кафе», «Конфетка», «Корзинка» и др. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, сало,  чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать – ночью бывает мороз; ворона ходит по дороге – к теплу.  Была  организована выставка рисунков, фотосессия  со своей поделкой. Дети с удовольствием рассказывали, как они мастерили свои кормушки, оформили альбом со словотворчеством детей,  было организовано чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен про птиц, рассматривали серии картин «Как дети спасли птичку», играли в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка- сова», «Скачет, скачет воробей»,  сделали альбомы «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».  Главный итог проекта – кормушки на нашем участке, которые помогут птицам перезимовать и гордость за то, что внесли свой посильный вклад в спасение птиц.                                                                                                                            Необходимо помнить, что  приступая  к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Игра, ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественнонаучными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, подвижные игры, настольные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Включение элементов сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал.

     Технология проектирования становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь этот опыт развивает в нем уверенность в себе, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.  Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту, и обязательно  привлекать  к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

Литература                                                                                                                              1.Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб, ООО  «Издательство «Детство-Пресс», 2014,- 176с.- (Из опыта работы по программе «Детство»).

2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.-202с.

3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.,Мозаика-Синтез, 2010.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, п...