использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
статья по окружающему миру на тему

Лозбина Светлана Анатольевна

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным , гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Лозбина С. А, воспитатель

                                                                                                  ГБДОУ детский сад № 57
                                                                                                 Приморского района

                                                                                                  Санкт – Петербурга

      Использование метода проектов в экологическом

        воспитании дошкольников (из опыта работы )

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность дошкольного образовательного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиска новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования, одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование – тот метод, который позволит процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме , повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

- Обогащать знаниями детей о природе, её многообразии.

Воспитание у детей любви к родной природе, умения замечать прекрасное, любоваться объектами природы.

- Развивать художественные способности, эстетические чувства.- Формировать коммуникативные навыки и умения.

- Познакомить детей с простейшими правилами поведения в природе.

Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как:

наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации);

словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);

практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).

С моей точки зрения, в экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате с помощью родителей создан уголок природы, позволяющий поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются схемы и модели; картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины). По сезонам мною оформляется - календарь природы, календарь погоды. Так же имеется не большой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься. Совместно с родителями оформлен выставочный центр, где выставляются все рисунки, поделки детей и взрослых, выполненные в процессе реализации проектов.

Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между взрослыми и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.

Согласно программе, я планирую образовательную деятельность, объединяю серию занятий по нескольким областям, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы, не прибегая к помощи взрослого; контролировать результаты своей деятельности; отстаивать свою точку зрения; овладеть конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.

Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Овощи». В течение дня малыши в игре обследуют разные овощи и учатся их различать по форме, цвету, размеру, по тактильным и вкусовым ощущения, по запаху. Проводят опыт«Что есть внутри яблока?» Слушают стихи, сказки об овощах («Репка»«Пых») и т. д. В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей и др. Тему исследования подсказывают сами дети, стоит только не пропустить, что именно им интересно.

Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что - то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им открытые вопросы, фиксирую ответы детей, вношу материалы, способствующие диалогу и вместе с детьми ищу ответы на поставленные вопросы.

Для осуществления детских замыслов провожу игры, наблюдения, рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, энциклопедиях, читаю художественную и познавательную литературу, вношу в группу соответствующие предметы и материалы для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов, организовываю игровую деятельность, задаю домашние задания родителям и детям.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Считаю, что использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

-Я имею возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

-Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

-Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В процессе работы мною было реализовано много экологических проектов.

Одним из наиболее понравившихся детям проектов был проект

«Наши соседи – насекомые» 

Детям очень понравился данный проект, на мой взгляд, потому, что в ходе реализации проекта, мною были продемонстрированы детям мультфильмы о жизни насекомых, проводились подвижные коммуникативные игры под музыку на данную тематику, родители приняли участие в выставке поделок «Мир насекомых».

Очень удачным оказался реализованный мною с детьми проект «Чудесница водица»  потому, что в ходе работы по проекту проводилось множество экспериментов и опытов, связанных со свойствами воды. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира. Основой данного проекта явилось обычное явление природы – дождь, дети шли в детский сад под дождем, появилась причина узнать об этом как можно больше. Я поставила перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей, вовлекла дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели», наметила план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Проводила занятия, игры, наблюдения, опыты и эксперименты и т. д. – все мероприятия основной части проекта. Данный проект плавно перешел в следующий проект«Маленькие огородники», т. к. проводя разные эксперименты со свойствами воды, мы решили подготовить семена овощей к посадке в нашем мини – огороде.

Мои воспитанники научились самостоятельно определять: о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию. Имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Мне приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность. Наше партнерское взаимодействие носило личностно-ориентированный характер. Самым удивительным открытием для меня было то, что при правильном подходе к созданию условий для осуществления детских замыслов, каждый ребенок находил в рамках проекта деятельность, представляющую для него интерес, у каждого была масса идей и предложений. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, делали выводы, испытывали чувство гордости за достижения. Считаю, что шагая в ногу со временем, предлагая детям современные и нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности и эффективности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Я стараюсь работать в тесном сотрудничестве с родителями, отношения с которыми строю по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Важно заинтересовать родителей в совместной работе. Именно такая работа родителей и воспитателя направлена на развитие личности ребенка, способствует наилучшему результату для достижения поставленных задач. С родителями провожу родительские собрания, анкетирования, совместные праздники, привлекаю их к активному участию в жизни группы и детского сада. Мною проведены консультации«Экологическое воспитание детей в семье»«Воспитание любви к природе», «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Первая помощь при укусах насекомых” и др. Предлагаю вниманию родителей различные памятки на экологическую тематику . Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Презентации совместных проектов мы оформляли в виде фотовыставок, выставок альбомов, выставок детско-родительского творчества, которые представляли на групповых родительских собраниях.Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Для этого знакомлюсь с новинками научно-методической литературы, внедряю новые инновационные технологии и не останавливаюсь на достигнутом.

Результатом своей работы считаю положительное влияние проектного метода в экологическом воспитании дошкольников: у детей появился интерес к миру природы, дети научились замечать, любоваться объектами природы, сформировались познавательные и коммуникативные способности, развились творческие способности, развились положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, повысилась активность, ответственность, самостоятельность, любознательность.

Дети научились: задавать и отвечать на вопросы, анализировать различные ситуации; отстаивать свое мнение; сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Научились оценивать свои работы, работы сверстников. По диагностике, проводимой два раза в год, количество детей с высоким и средним уровнем значительно увеличилось, низкий уровень сведен к минимуму. Мною разработано и реализовано много проектов по экологическому воспитанию дошкольников.

Каждый ребенок по – своему неповторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неугомонный экспериментатор. Он открыт для красоты, добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И моя задача – сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, п...