Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
статья по окружающему миру на тему

Атарская Вероника Валерьевна

 «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала

по экологическому воспитанию дошкольников

(из опыта работы)

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно. С годами наших знаний становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Свои знания, интерес к природе, любовь к родным местам я хочу передать детям. Научить их любоваться, беречь и любить родную природу. Стараюсь дать детям знания о том, какие растения и животные есть в лесу, в поле, на лугу и научить различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам. При ознакомлении детей с природой своего края я стараюсь обратить внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, разнообразие растительного и животного мира.                                                                                                        

 Мною был  подготовлен материал по экологическому воспитанию:  «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Морские животные», «Птицы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы»,  «Неживая природа», «Времена года». Ввиду того, что сейчас трудно удивить современных детей, я старалась подбирать красочные, яркие, интересные иллюстрации. Детки с большим интересом их рассматривают. Многие иллюстрации сопровождаются художественным словом. Этот материал можно использовать во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так, например, после наблюдения за воробьями на прогулке можно рассмотреть с детьми соответствующую иллюстрацию, повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указываем некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Напомнить деткам, где они видели воробьев, что делали птицы. Повторить некоторые движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».

При формировании знаний о временах года лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает для малышей задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет  опереться на собственный опыт.

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые  знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.

Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания  задаю вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае я подбираю серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагаю детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с моей помощью выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Так, например, при формировании понятия «животные» подбираю  картины с изображениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д. Рассматривая с детьми каждую из картин, обращаю их внимание на общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в одну группу — животные. С этой целью задает примерно такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно назвать зверей, птиц, рыб? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему? И т. д.

Вот несколько  дидактических игр, которые мы используем в нашей группе: «Четвертый лишний», «Что я за зверь?», «Цепочка», «Угадай, что, где растет», «Чего не стало», «Какое место», «Живое - не живое», «Детки на ветке», «Что было бы, если б исчезло….(солнце, вода и т.д.) и многие другие.

 На занятиях в нашей группе также мы используем различные экранные средства, формирующие знания о природе: презентации, проекты Mimio, познавательные мультфильмы,  телепередачи, видеофильмы. Они обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание.  Затем организуем  беседы, в которых систематизируются и обобщаются знания детей, закрепляем новую информацию в продуктивных видах деятельности.  

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. В папке «Опыты и эксперименты» собран материал по опытно-экспериментальной деятельности детей, разработана картотека прогулок по всем возрастам. Также я подготовила материал для родителей по экологическому воспитанию детей. Здесь есть консультации, рекомендации, также иллюстративный материал.

Я хочу закончить словами  В. А. Сухомлинского: «человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» Из опыта работы Бондаренко Т.А.

В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Обозначена актуальность и необходимость данной работы в современном ДОУ....

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...