Развитие мелкой моторики - эффективное средство подготовки дошкольников к школе.
статья на тему

Романова Елена Владимировна

Эта небольшая статья послужит напоминанием и поддержкой педагогам, а также поможет  сориентироваться родителям в основах подготовки ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики - эффективное средство подготовки дошкольников к школе.

Одним из эффективных средств подготовки дошкольников к школе является развитие мелкой моторики. Развитие тонкой моторики – условие развития внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, то есть тех психических процессов, без которых невозможно обучение. Во время проведения игр с пальчиками происходит развитие таких характеристик внимания, объем, устойчивость, концентрация, переключение, распределение. Во время этих игр активизируются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, осязательная.

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. 

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
  • совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
  • положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;
  • повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.

В своей работе над формированием мелкой моторики ставим следующие цели и задачи:

  • Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  •  Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление;  зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль над собственными действиями.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. 

Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют формированию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.  Составляющей задачей определения уровня готовности, а значит, и качества подготовки к обучению, по мнению Н.В. Тихомировой, считается диагностика развития тонкой моторики рук.

Письмо – сложный процесс, требующий развития координации движений руки, глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия, умения ориентироваться на листе бумаги, достаточного уровня развития произвольности психических процессов. Развивать мелкую моторику необходимо каждому дошкольнику!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. В разделе представленна необходимая информация, советы, рекомендации ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».

Консультация содержит рекомендации,  направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму....

Развитие мелкой моторики как этап подготовки ребенка к школе

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Под этим выражением подразумевается движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о совместной координации рук ...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные представле...

Развитие мелкой моторики в период подготовки ребенка к школе.

Один из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики....