Готов ли Ваш ребенок к поступлению в 1 класс?
статья (подготовительная группа) на тему
Каждый родитель будущего первоклассника задумывается о том, готов ли его ребенок к школе. Насколько он будет успешен в обучении? Одним из важнейших показателей готовности к школе является речь ребенка. Первое, на что обращают внимание родители будущих учеников – это нарушение звукопроизношения или, как говорят логопеды, на несформированность звуковой стороны речи. И, конечно же, до поступления в школу родители спешат решить именно эту проблему: исправить неправильное звукопроизношение. В начале такие слова вызывают у родителей улыбку и умиление, но именно на этом этапе необходимо бить тревогу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в 1 класс?
Каждый родитель будущего первоклассника задумывается о том, готов ли его ребенок к школе. Насколько он будет успешен в обучении? Одним из важнейших показателей готовности к школе является речь ребенка. Первое, на что обращают внимание родители будущих учеников – это нарушение звукопроизношения или, как говорят логопеды, на несформированность звуковой стороны речи. И, конечно же, до поступления в школу родители спешат решить именно эту проблему: исправить неправильное звукопроизношение. В начале такие слова вызывают у родителей улыбку и умиление, но именно на этом этапе необходимо бить тревогу.
Что же делать, если ребенок произносит правильно все звуки, но иногда ему трудно произнести слово сложной слоговой структуры: он сокращает слово (не произносит некоторые звуки или слоги в слове) или переставляет местами звуки или слоги в слове? Например, мицинер вместо милиционер или ломоко вместо слова молоко. Многие дети при относительно сохранном произношении испытывают трудности при определении места, количества и последовательности звуков в слове. Также сложности могут возникнуть при различении акустически близких звуков. Например, слова бочка и почка, коса и коза, суп и зуб для ребенка звучат одинаково, он не услышит разницы в этих словах и не сможет объяснить, чем они различаются.
В этом случае вам, уважаемые родители, следует обратить внимание на сформированность фонематических процессов у вашего чада.
Перед родителями дошкольников стоит одна из важнейших задач – это развитие речевых навыков и формирование фонематических процессов у ребенка. Что же подразумевается под фонематическими процессами?
Фонематический слух-это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6- месячного возраста до 1 года 7 месяцев в норме. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в процессе общения с окружающими. Способствовать развитию фонематического слуха могут игрушки, издающие различные звуки (например, погремушки, дудочка, металлофон, гармошка и другие).
Формирование фонематического слуха является основой для подготовки детей к обучению грамоте. Фонематический слух служит базой для формирования более сложных процессов, таких, как фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе обучения. Способность установить какие звуки слышны в слове, определить их порядок и количество – это очень сложное умение, без которого в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности при обучении начальной школе. У ученика могут возникнуть проблемы при обучению грамоте и иностранному языку.
Не следует путать фонематический слух с физическим или музыкальным. Ваш ребенок может иметь абсолютный музыкальный слух, в точности воспроизводить услышанную мелодию, но в то же время может испытывать затруднения при различении близких по звучанию звуков в слогах или словах. В этом случае стоит говорить о несформированности фонематического слуха.
Поэтому целесообразно еще до начала обучения в школе дать ребенку первоначальные представления о звуковом строении слова, развить интерес к звучащему слову.
Узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало".
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки".
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка".
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки".
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем".
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра "Узнай свой голос".
Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Громко-тихо".
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
Игра "Три медведя".
Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
Игра "Слушай и выбирай".
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно".
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов.
Игра "Похлопаем".
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?".
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Различение звуков.
Игра "Похлопаем".
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему..
С заданиями 1 - 2 этапа в состоянии справиться ребенок 3-4 лет, задания из 3-5 этапов предназначены для выполнения детьми 5-6 летнего возраста. Переходя с этапа на этап учитывайте возраст ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?
Мамы, которым предстоит отвести малыша в сад, всегда волнуются. Быстро ли адаптируется ребенок в новой обстановке? Не совершают ли родители ошибку, отдавая малыша в колле...

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»...

консультация "готов ли ваш ребенок к поступлению в школу"
консультация "готов ли ваш ребенок к поступлению в школу"...

Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение"
Предлагаемая анкета поможет родителям определить готовность малыша к поступлению в детский сад....

Анкета для родителей Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад
в анкете представлен перечень вопросов для родителей, касающийся адаптации детей к доу...


