Индивидуальная тематическая консультация для родителей по теме «Развитие фонематических представлений в старшем дошкольном возрасте»
консультация (подготовительная группа) на тему

Индивидуальная тематическая консультация для родителей

по теме «Развитие фонематических представлений

                                                                                                            в старшем дошкольном возрасте» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная тематическая консультация для родителей

по теме «Развитие фонематических представлений

в старшем дошкольном возрасте» с использованием электронных образовательных ресурсов (http\\rechhel/blogpost.com/2010/01/blogpost.html

http\\rechhel/blogpost.com/2009/12/blogpost.html)

Содержание консультации:

-сообщение  о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;

-обратить внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;

-показать приемы работы с ребенком: учить правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;  

-подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Фонетические нарушения – не только дефекты звукопроизношения, но и недостатки фонационного оформления речи (дефекты голосоподачи, нарушения темпа, тембра интонирования, внятности речи). Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова.

Формирование фонетической системы речи может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению фонетических нарушений складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и делится на два этапа:

-подготовительный;

-собственно коррекционный

коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

1. Уровень гласных звуков

Ребёнку предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА OA; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; AAA; AAA; AAA.

2. Уровень слогов

Задания могут быть следующие:

— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

-— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы\

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су,

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы\ и-са, и-со, и-су, и-сы; у-са, у-со, у-су, у-сы; о-са, о-со, о-су, о-сы;

— Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са\

— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

3. Уровень слова

Последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:

— двусложные слова из открытых слогов (вата);

— трехсложные слова из открытых слогов (машина);

— односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

— двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

— двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

— двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

— трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

— трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

— односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

— двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

— четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

10. Объяснить значение слова пароход', из каких 2 слов оно образовано.

11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

— слова написаны неправильно;

— слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

12. Назвать лишнее слово:

мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13. Что изменилось в слове?

Лис — лиса — лисица.

14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.

16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

17. Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

•18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.

19. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза можно в игре «Составь слово» на сайте http\\rechhel/blogpost.com/2010/01/blogpost.html

20. Закрепление умения находить в словах нужные звуки - игра "паровозик" вам поможет это сделать на сайте http\\rechhel/blogpost.com/2009/12/blogpost.html

21. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

22. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.

23. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

24. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы — Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).

Рекомендации:

- покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

- систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

-занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

- не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

- не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;

- соблюдайте точность и этапность выполнения заданий;

- не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

- постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

  учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

- совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

- согласовывайте с коррекционным педагогом и воспитателем всю работу по воспитанию своего ребёнка;

- помните, что сроки преодоления речевых и психических нарушений зависят от степени сложности, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

- верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушений

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что не допустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

-- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших  нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....

Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...

Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Определение  - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...