Консультация для родителей "Фольклор, как средство выразительной речи у детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия на тему

Макарова Марина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фольклор, как средство      выразительной речи

 у детей

 дошкольного

возраста.

                                                 

                                                 

                                                                       

                     

Музыкальный руководитель: Макарова Марина Анатольевна

            Опыт и знания жизни, приобретённые  сотнями и тысячами       людей  в труде  и общественной жизни, закреплялись в кратких словесных правилах и приметах, которые  передавались устно от человека к человеку, становились достоянием многих. Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивая различные явления, создавал новое в природе и в своём воображении. Плоды многовековых наблюдений народа, его мечты и надежды  воплощались в художественные образы,  преданий  и легенд, сказок и песен.  Так народ создал своё искусство, свою поэзию.

       Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества  называют фольклором.

Слово «Фольклор» английского происхождения, обозначает народная мудрость, народное знание.

      Сказка,  былина,  пословица,  загадка  и т.д. – жанры  фольклора, так же как роман, повесть, поэма,  стихотворение – жанры литературы.

Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова своей простотой, точностью и красотой.

Большое значение играет фольклор в жизни ребёнка, так как каждый жанр фольклора имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

                                                 

Небылицы.

Это необычные произведения, в которых события развиваются совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено «с ног на голову». Например:

«Ехала деревня мимо мужика,

  Вдруг  из – под  собаки  лают  ворота.

  Выскочила палка с бабкою в руке

  И давай  дубасить коня на мужике».

     

      Небылицы вызывают у детей смех, развивают чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

                                       

Скороговорки.

Не каждому из детей удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки. Например:

«У  ёлки  иголки  колки».

Но весёлая словесная игра увлекает детей. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка. Скороговорки можно и напевать и на свой мотив. Поэтому использование музыкальных скороговорок в работе, даёт более чёткому произношению слов, правильной дикции.

                             

                                Потешки, прибаутки, попевки

Легко и быстро дети запоминают потешки, прибаутки, попевки, которые также важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, дикции, пополнения информационного запаса. Например:

«Заинька – зайка

 Маленький зайка

 Длинные ушки

 Быстрые ножки»

Напевая попевку, можно с лёгкостью постукивать, отхлопывать или наиграть ритм на детских шумовых музыкальных инструментах. Поэтому посредством фольклора формируется и музыкальный слух ребёнка.

                                         

Загадки

Любят дети загадывать загадки.

В них богатая выдумка, острота, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок не придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

                                               

                                                 Игра

Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы.

                                      Хоровод

Хоровод – это жанр, который включает в себя элементы театрализованного действа и хореографии. Отмечает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражён народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе – маленьком театральном представлении, ребёнок будто переносится в иной мир, становится царевной или царевичем, лесным соколом  и белой лебедью. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, меткими, ловкими. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её. В результате систематического использования произведений народного творчества с детьми дошкольного возраст, можно заметить, что у ребёнка не только развивается правильная речь, дикция, мышление, память, но и идёт приобщение детей к истокам русской народной культуры.

 Может  быть, мы не  всегда  обращаем  внимание,  но  стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок, весёлых и остроумных анекдотов. Старый фольклор уходит из устного бытования, но он,  как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрёл  новую форму  распространения – через книгу, радио, телевидение.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

1.Консультация для педагогов«Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»             Дошкольный возраст &nda...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...