Буклеты для родителей.
материал по теме

Березенко Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

   Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

 Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете

Прищепки.

   Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем

прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

   Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы.

  Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Игра развивает зрительное внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.

Игра развивает зрительное внимание.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

"Что изменилось?"

     Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

     Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

     Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

КАКИЕ   ИГРЫ   СПОСОБСТВУЮТ   РАЗВИТИЮ   ЗРЕНИЯ.



Предварительный просмотр:

«Советы родителям по проведению коррекционной гимнастики для рук по лечению амблиопии и косоглазия»

У детей с нарушением зрения наблюдается отставание в развитии координации, поэтому необходимо вырабатывать эти навыки каждодневно.

 Без приобретения навыков координации, без автоматизации согласованных действий рук и ног, дети будут испытывать большие трудности в учении, прежде всего в письме, рисовании и т.д. Важное значение в развитии координации движений имеют мелкие движения рук.

У детей с нарушениями зрения контроль за собственными движениями снижен, поэтому движения у ребенка часто развиты недостаточно, пальцы рук малоподвижны, напряжены.

Ребенок с косоглазием и амблиопией утомляется значительно быстрее, особенно если он работает с опорой на зрение. Показателями наступающего  утомления является снижение работоспособности, отвлекаемость, частое моргание глазами. После умственной деятельности, связанной со зрительной нагрузкой, требуется активный отдых тем органам и системам, которые больше всего при этом были заняты. Например, после занятий рисованием, обводкой трафаретов, контуров, требуется отдых мышцам рук и глаз.

Положительно влияют на снижение утомляемости, на развитие кисти руки и пальцев регулярные занятия коррекционной гимнастикой для рук. Такие упражнения проводятся ежедневно. Длительность занятий коррекционными упражнениями – от 5 до 10 минут. Занятия могут проводится в любое свободное время, особенно после зрительной работы в виде активного отдыха детей. При проведении занятий коррекционной гимнастикой родители должны показать, как выполняется упражнение, подробно объяснить каждый его элемент.

Упражнения для рук как одно из средств коррекционной гимнастики развивают и укрепляют двигательный аппарат руки ребенка, делают суставы подвижными и гибкими, связки прочными. Это способствует развитию активной деятельности детей с косоглазием и амблиопией.

                   

               Учитель- дефектолог Березенко Н.Н.

«Советы родителям по проведению коррекционной гимнастики для рук по лечению амблиопии и косоглазия»

Пальчиковые гимнастики

"Пять и пять"

Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.(сжимание - разжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись,(вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись. Вот какие молодцы!(стучать кулачками)

Осень.

Раз, два, три, четыре, пять – ( Сжимают и разжимают кулаки.)

Будем листья собирать. Листья березы,

Листья рябины, (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу).

Листья осины, Листики дуба мы собираем.

Маме осенний букет отнесем. ( Сжимают и разжимают кулаки.)



Предварительный просмотр:

Научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно ─ трудная задача. Многие родители, сталкиваясь с ней, отчаиваются. На первый взгляд, легче быстро накормить ребенка, чем растягивать обед на час, а следующий час отмывать ребенка и кухню. Но наберитесь, терпения. Опыт показывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ничем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время еды, не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.

Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Вероятно, ребенок уже проявлял стремление к самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка, разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку ─ так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.

Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с обучения питью из кружки. научите ребенка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом ставить кружку.

Обучение самостоятельности в еде ложкой ─ более сложный, процесс. Первый урок начните с небольшой порции вязкой пищи (например, каши ─ ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Сядьте сзади ребенка или посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если сначала ребенок будет держать ложку в кулаке ─ ведь у него еще довольно слабые пальцы, возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку) и помогите направить ложку в рот. Дайте возможность ребенку самостоятельно повторить действие. Понадобится не один урок для выработки правильных координированных движений.

Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети сильно наклоняются к тарелке, следите за этим, приучайте ребенка не наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту осторожно, не спеша, чтобы не расплескать пищу.

 Постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамеренным баловством, то, по крайней мере, невоспитанностью. но только на первый взгляд. любому человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий внимательно осмотрит пищу глазами. незрячему глаза заменяют руки. ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. однако действительная воспитанность любого ребенка, а ребенка с нарушениями зрения ─ в еще большей степени, и заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно приемлемого поведения.

Поэтому объясните ребенку, что его «копание» в тарелке не приятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо, если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за столом сведены к минимуму, и вы почти застрахованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфетка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. под блюдцем ─ бумажная салфетка. за тарелкой прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. ребенок легко запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру «что сегодня на обед?». Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.

Выработайте вместе с ребенком определенную схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир ─ слева. Следуйте этому правилу неукоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ребенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, расположение отдельных составляющих блюда, его вязкость, твердость и пр.

Учите ребенка начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности поможет ребенку в дальнейшем не попадать в затруднительное положение.

главным помощником ребенку во время еды должен быть кусочек хлеба или, как дети обычно называют, «корочка-помагалочка». Этой корочкой ─ своеобразной насадкой на левую руку ─ ребенок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, придерживает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.

приучайте ребенка строго следовать определенному порядку действий при еде:

    проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нужные тебе предметы. Разложи все так, как тебе привычно и удобно.

    определи (с помощью зрения, по запаху), какое блюдо тебе подали.

    обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Разверни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.

    -ешь не спеша, помогай себе кусочком хлеба.

    -поев, проверь вилкой или ложкой, все ли ты съел. Пирожковую тарелку можно проверить рукой.

    -вытри салфеткой рот.

    -вилку или ложку положи на пустую тарелку, туда же можно положить использованную салфетку.

   - обязательно поблагодари за обед.

Как научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно



Предварительный просмотр:

«Советы родителям по проведению коррекционной гимнастики для рук по лечению амблиопии и косоглазия»

У детей с нарушением зрения наблюдается отставание в развитии координации, поэтому необходимо вырабатывать эти навыки каждодневно.

 Без приобретения навыков координации, без автоматизации согласованных действий рук и ног, дети будут испытывать большие трудности в учении,прежде всего в письме, рисовании и т.д. Важное значение в развитии координации движений имеют мелкие движения рук.

У детей с нарушениями зрения контроль за собственными движениями снижен, поэтому движения у ребенка часто развиты недостаточно, пальцы рукмалоподвижны, напряжены.

Ребенок с косоглазием и амблиопией утомляется значительно быстрее, особенно если он работает с опорой на зрение. Показателями наступающего утомления является снижение работоспособности, отвлекаемость, частое моргание глазами. После умственной деятельности, связанной со зрительной нагрузкой, требуется активный отдых тем органам и системам, которые больше всего при этом были заняты. Например, после занятий рисованием, обводкой трафаретов, контуров, требуется отдых мышцам рук и глаз.

Положительно влияют на снижение утомляемости, на развитие кисти руки и пальцев регулярные занятия коррекционной гимнастикой для рук. Такие упражнения проводятся ежедневно. Длительность занятий коррекционными упражнениями – от 5 до 10 минут. Занятия могут проводится в любое свободное время, особенно после зрительной работы в виде активного отдыха детей. При проведении занятий коррекционной гимнастикой родители должны показать, как выполняется упражнение, подробно объяснить каждый его элемент.

Упражнения для рук как одно из средств коррекционной гимнастики развивают и укрепляют двигательный аппарат руки ребенка, делают суставы подвижными и гибкими, связки прочными. Это способствует развитию активной деятельности детей с косоглазием и амблиопией.

Учитель- дефектолог Березенко Н.Н.

«Советы родителям по проведению коррекционной гимнастики для рук по лечению амблиопии и косоглазия»

Пальчиковые гимнастики

"Пять и пять"

Пять и пять пошли гулять.Вместе весело играть.(сжимание - разжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись,(вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись. Вот какие молодцы!(стучать кулачками)

Осень.

Раз, два, три, четыре, пять – ( Сжимают и разжимают кулаки.)

Будем листья собирать. Листья березы,

Листья рябины, (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу).

Листья осины, Листики дуба мы собираем.

Маме осенний букет отнесем. ( Сжимают и разжимают кулаки.)



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

   Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

 Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете

Прищепки.

   Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем

прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

   Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы.

  Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Игра развивает зрительное внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.

Игра развивает зрительное внимание.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

"Что изменилось?"

     Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

     Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

     Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

КАКИЕ   ИГРЫ   СПОСОБСТВУЮТ   РАЗВИТИЮ   ЗРЕНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"

Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"

Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"

Несколько практических советов от воспитателя родителям....