заседание "семейного клуба" - подготовка руки к письму
консультация (старшая группа) на тему

Вотчицева Татьяна Ивановна

данная консультация содержит практический материал по формированию у детей  правильной посадки при письме и умении правильно держать ручку и карандаш. Презентация содержит практические рекомендации по подготовке руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Письмо – это сложный навык, требующий слаженной работы кисти рук и всей руки. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.

     Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться на листе бумаги. Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать.

     Фраза – сядь правильно означает – сиди прямо, без напряжения, выпрями спину, упирайся ступнями в пол.

9 Вашему вниманию представлены 4 варианта посадка за рабочим столом:

1 слишком низкое сидение;

2 высокое сидение;

3 стол слишком высок;

4 правильная посадка. 

10 Правильная посадка – это когда согнутые в коленях ноги ребенка должны свободно лежать на поверхности пола. Должно быть достаточное пространство между нижней частью стола и бедрами, а так же должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сидения. Должно быть предусмотрено свободное пространство между спинкой стула и сидением для обеспечения свободного движения на стуле. 

31 Ребенок должен уметь проконтролировать свою посадку. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на парту и коснуться пальцами виска; Во время письмо - между краем парты и грудью должны свободно проходить четыре пальца ладони (без большого пальца), обычно мы говорим так: «Между столом и животом проходит кулачок», чтобы ребенок не прилипал к парте грудью. Лучше этот кулачок оставить в указанном положении, при этом локоть обязательно должен находиться на столе и придерживать левый край тетради.

32 Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому, что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо. 

     Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе, именно в дошкольном возрасте. Только регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

     Факт того, что руки и мышление взаимосвязаны, стал известен несколько сотен лет назад. Об этом говорили и философы и педагоги. Например:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»       (В.А.Сухомлинский).
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).

     Многие мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

     Сначала давайте поговорим о том,  как правильно держать ручку во время письма.

    Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора - двамсантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону правого плеча. Большая часть ладони должна быть обращена к поверхности стола. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

     Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

   Существует несколько способов научить ребенка правильно держать ручку:

  1. Метод пинцета:

     Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

  1. С помощью салфетки

     Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

  1. Обучающая насадка

     Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов (ложки, вилки).

  1. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

      Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

  1. Игра в дартс

     Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

  1. Точка на пальчике

     Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.

    Существует множество способов подготовки руки к письму. Я вам коротко напомню наиболее распространенные и легко реализуемые в домашних условиях.

Лабиринты.

  • Рисуйте или распечатывайте лабиринты и пусть ребенок “ходит” по ним, отмечая свой путь карандашом. Кроме выхода из лабиринта малыш может искать сокровища. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадет “5” или ”6” – ребенок получает приз (наклейку), выпадет “1” – придется вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками).

Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Упражнение «Соедини по точкам»

     Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко – некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Или нарисуйте несколько рядов точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложите ребенку шаблоны их соединения.

Трафареты

     Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.

Рисование. Раскрашивание.

      Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

Помогут развить мелкую моторику кисти руки правильное закрашивание раскрасок.

Дорисовывание второй половины рисунка;

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Графические упражнения

     Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Это игровой способ развития у 5 – 7летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом.

     Обратите внимание на посадку ребёнка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Работа с ножницами

Ребенок должен уверенно пользоваться ножницами;

Силуэтное вырезывание.

Симметричное вырезывание.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов.

Вырезание снежинок.

Складывание бумаги. Оригами.

     Упражнения по складыванию бумаги, делению листа, плетению, изготовлению простых фигурок из бумаги (оригами) тренируют мышцы кисти.

     Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося:

Еще раз напомню вам правила посадки учащихся при письме:

1. Сидеть прямо, на всей плоскости стула.

2. Опираться спиной о спинку стула.

3. Не ложиться на стол.

4. Ноги должны стоять на полу.

5. Голова слегка наклонена влево.

6. Плечи следует держать ровно.

7. Руки лежат на столе, локти слегка выступают за край стола.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила посадки Учусь сидеть правильно на уроке!!!

Слайд 3

Посадка за рабочим столом: 1 — слишком низкое сидение; 2 — высокое сидение; 3 — стол слишком высок; 4 — правильная посадка.

Слайд 6

Подготовка руки к письму

Слайд 7

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А.Сухомлинский). «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).

Слайд 10

Метод пинцета

Слайд 11

С помощью салфетки

Слайд 12

Обучающая насадка

Слайд 13

Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight

Слайд 14

Игра в дартс

Слайд 15

Точка на пальчике

Слайд 16

Рисуйте или распечатывайте лабиринты и пусть ребенок “ходит” по ним, отмечая свой путь карандашом. Кроме выхода из лабиринта малыш может искать сокровища. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадет “5” или ”6” – ребенок получает приз (наклейку), выпадет “1” – придется вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками ). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Слайд 22

Устраивайте графические диктанты на листе в крупную клетку. Поставьте точку и предложите малышу представить, что это машинка (робот, человечек). После этого давайте команды “ вверх-вниз-вправо-влево ”, а ребенок пусть чертит траекторию движения. В конце пути дайте еще одну команду “копай”, по ней малыш должен проткнуть листок бумаги в конечной точке. После этого переверните листок – если команды были выполнены правильно – дырочка должна попасть на намеченный вами ранее круг с надписью “клад”.

Слайд 23

Силуэтное вырезывание. Симметричное вырезывание. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов. Вырезание снежинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...