КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЧТО ЗНАЧИТ ПОНЯТИЕ "ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК""
консультация (средняя группа) на тему

Сердюкова Татьяна Михайловна

Вежливый человек-какой он?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЧТО ЗНАЧИТ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК65.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что значит «Вежливый человек

Вежливость — это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «вежливость»перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь — пусть внешним — отражением внутренней нашей культуры и внутренней нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.

Вот почему, объясняя нашим малышам, как?  для чего? зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших сыновьях и дочках их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Стараемся воспитать в них деликатное, доброе отношение к людям.

— Будь добрым, — говорим мы. — Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.

— Будь честен! — говорим мы. — Порой это совсем не просто. Не бойся говорить в глаза людям правду. Старайся не совершать поступков, которых бы тебе пришлось стыдиться. Но коли все-таки ты совершишь такой проступок, имей мужество честно признаться в нем. И постарайся его исправить.

— Умей трудиться, — говорим мы. — Труд, в который вложены мысль, терпение, старание и сердце, — обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живем.

— Расти гордым и независимым, — говорим мы. — Да будут яркими твои чувства! Добрыми желания! И горячим сердце!

Сегодня мы вкладываем в понятия «вежливый», «воспитанный человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно, хотя, бесспорно, подобные навыки (внешнее проявление культуры) обязательны для каждого истинно воспитанного человека!.. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не может!), а тот, кто не пройдет равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.

Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса (нормально и естественно сегодня не совершать подобных варварских поступков!), а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы.

Современный воспитанный человек — личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьезного образования и развитого ума. Вежливый — это человек, умеющий управлять своими эмоциями. Вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его Природа... Это всегда личность в высшей степени гуманизированная. Личность, обогащенная всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений.

Такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственных удовольствий, карьеризм, стяжательство, пошлость, — чужды нашей культуре.

Вот почему мы мечтаем сегодня воспитать в наших сынах и дочерях гражданственную активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний, сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам и счастливую страсть к творчеству.

Некоторые напоминаниявзрослым

Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы — взрослые — не имеем права забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.

Поэтому спешу напомнить мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тетям, которые вдруг почему-либо забыли некоторые правила вежливого поведения.

1. Пожалуйста, никогда не забывайте здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.

2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.

3. Войдя в дом или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с ХОЗЯИНОМ.

Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки. (Исключение только магазины.) А в кино и театре головные уборы должны снимать и женщины.

4. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на свое место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.

5. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид и не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.

6. В гостях, на собрании и в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.

Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

 «Азбука вежливости»

Дитя является в наш многосложный мир — в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей-тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет, будто пришелец с другой планеты.

За «расстояние» в пять лет ребенок должен уловить в изначальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и четкость линий, трехмерность объемов, в которую заключены предметы. И более того... За это время малыш должен понять-запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться некоторыми из них.

За пятилетний срок ребенок должен обрести такую ясность-четкость слуха, дабы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.

В течение пяти первых лет малыш овладевает движениями своего тела. И вот уже после первых своих шагов он устремляется «вперед и выше» по ступеням своего раннего детства. Он изучает и познает мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя-играя, ищет свое место в мире.

Вовсе нелегки для человека эти годы! И не в бездельных забавах — как это кажется кое-кому из взрослых — проводит их маленький человек! Невероятно важное это «расстояние» заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всем детском организме, на всей психике ребенка.

И потому мы — взрослые — в этот период (как, впрочем, ивсегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надежными друзьями. (Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребенка ...)

Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым.

Малыш познает мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит-наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.

Правда, наш малыш еще не выработал своего собственного (независимого) поведения. У него еще нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он не научился еще сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актер, он может повторить

(и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам — родителям и воспитателям — никогда не следует об этом забывать!

В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребенком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать с ним вместе новые (пусть самые простые) игры. Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребенка к дисциплине, порядку и труду.

Готовить малыша к школе. (Тоже в игре!) Ибо за игровым этапом следует учебный этап детства.

Собственно, любознательность ребенка, его жадное стремление к знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в 3—5 лет наши дети становятся «почемучками». При правильных же занятиях с ребенком он уже к 7 годам готов не только к случайным «почему», но и к постоянным систематическим занятиям.

Самой природой заложена в наших мальчишках и девчонках тяга к знаниям. Наша педагогическая задача, нелегкая задача взрослых, — не прозевать этого божественного дара. Не убить его однообразно-демагогическими назиданиями и категорически-безапелляционными приказами. Поэтому, воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность и доброту, мы — взрослые — должны не упускать из виду психологические особенности развития ребенка.

Психика ребенка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребенканравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.

Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное родительское негодование.

При всей требовательности к малышу родителям следует не скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, - у ребенка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.

Психически и физически каждый ребенок развивается в достаточной степени своеобразно.

И все же есть святые законы, бесспорно обязательные для каждого из нас — родителей и воспитателей.

Творящий человеческую душу и характер прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя.

Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного.

Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную.

Лишь честный человек может воспитать человека честного.

И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Деликатно-внимательно и доброжелательно относящегося к людям.

Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда.

Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живет.

Мать и отец, любящие своего ребенка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку, радио и газеты. Они должны учиться — в первую очередь сами — думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. Они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.

... Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребенку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.

По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:

навыки, связанные с личной опрятностью;

с культурой еды — поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

с культурой общения со взрослыми и сверстниками — дома и в общественных местах;

с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.

Выполнение режимных моментов с раннего возраста дает возможность закрепить гигиенические навыки и навыки организованного поведения, выработать самостоятельность.

Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

Систематическая, планомерная работа (а не от случая к случаю) несомненно принесет свои результаты.

Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

В этом плане педагогами и детскими психологами неоднократно подчеркивалось, что воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной «атмосферы».

И плюс к тому — опять же учитывая возрастные особенности развития нашего ребенка — начинать его воспитание, видимо, необходимо с создания духа игры, с причудливо-живой сказки, которая должна войти в наш дом, дабы питать собой фантазию, творчество и живую наблюдательность малыша. Именно играи сказка станут — во всяком случае на первых порах — добрыми и надежными нашими помощниками в нелегком деле — во всестороннем сотворении личности маленького человека.

«Азбука вежливости» и ее герои могут стать в некоторой степени помощниками-подсказчиками втакого рода воспитательной игре.

Пусть для начала появится в комнате малыша фея Здрасте. В кармане ее передника ребенок может находить шуточное замечание-указание или упражнение, которых немало в этой книге и которые ребенок должен проделать, оценить свои поступки. Оценка может быть не только привычная нам взрослым в баллах ... Ежедневно можно вывешивать на стене комнаты ребенка оценку-маску. Если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях — появляется улыбающаяся маска феи Здрасте. Если он слегка нашалил — маска одного из гномов. Если ведет себя совсем из рук вон плохо, на стене появляется изображение дракона. Естественно, что организовать и смастерить все это должны взрослые.

Пусть рядом с малышом оживут (по нашему родительскому хотению) три мудрых-премудрых Гномыча. Каждому из них малыш — под нашим руководством — сможет объяснить усвоенные им правила вежливого поведения.

В мир воспитательной игры, в мир сказки, которая с этих пор поселится в доме, могут быть вовлечены товарищи ребенка, все члены семьи и даже игрушки. Ведь если мы — взрослые (особенно мамы!) — этого очень-очень пожелаем, мы сможем на некоторое время превратиться в волшебников и чародеев.

Воспитание искусством

Знакомство ребенка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках (так же как в игре, в лепке, в аппликации) малыши отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.

Рисунок, так же как и игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребенка.

Часто у маленьких художников не хватает еще опыта, умения для того, чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы, взрослые, родители, должны еще иеще раз вместе с малышом внимательно рассмотреть предметы и их особенности. Однако подобная помощь не должна быть навязчива. А советы — категорическими. В противном случае мы лишаем наших малышей самостоятельности, к которой они стремятся.

Вполне естественно, что большинство родителей достаточно внимательно и серьезно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно предоставляет. Ибо, благодаря детскому творчеству, мы — родители, воспитатели — можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит — мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.

Мы, родители, должны приучить наших ребят бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого, видимо, необходимо чаще вместе с ребенком рассматривать его рисунки (поделки, пластилиновые фигурки). Обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев, или событий, изображенных малышом.

В случае если вдруг наш ребенок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т.д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто-напросто раздражен неудачей? В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить ее. Таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьезному отношению ко всякого рода труду.

С другойстороны, не стоит слишком бурно восхищаться созданием вашего ребенка, - захваливать его, пророчить ему карьеру замечательного художника. Развитое таким образом в малыше ощущение собственной избранности, исключительности развивает со временем в характере ребенка заносчивость, пренебрежение к товарищам (ведь они не так одарены!), к людям вообще.

Давайте лучше постараемся, чтобы увлечение нашего ребенка творчеством служило добру. Для этого при всяком удобном случае посоветуем нашему маленькому художнику подарить его самый-самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, товарищу, сестренке. Попробуем вместе с малышом украсить его поделками и рисунками кукольную комнату, детский уголок.

Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой (пусть на первых порах это будут простые детские песенки) и литературой (опять-таки сначала детской).

Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребенка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача воспитателя провести отбор этой информации, не дать малышу пресытиться.

Каждый увиденный по телевизору или в кинотеатре фильм, каждая прочитанная или рас-

сказанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить вместе с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие — нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

Таким образом, мы приучаем ребенка к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум.

Однако всякое эстетическое воспитание — это не только воспитание творчеством. Мы приучаем наших малышей чувствовать прекрасное, и, приобщая их к природе, и знакомя их с архитектурой нашего города, и рассказывая им о замечательных людях, которые жили и теперь живут на нашей Земле. Мы систематически расширяем кругозор наших детей. Учим их внимательнее видеть и слышать. Учим их творчески относиться к тому миру, в котором они живут.

Предлагаем Вам провести веселые соревнования.В этих соревнованиях должны участвовать не только дети, но и взрослые. Человека по три — по четыре в каждой команде (команда детей и команда взрослых).

Каждому участнику соревнований необходимо дать цветные карандаши, кисточки, краски, бумагу.

Тема рисунков — любой сюжет из нашей сказки.

Рисуют и взрослые и дети. Потом — когда все участники соревнования закончат свою работу - обе команды меняются рисунками. Взрослые дают оценки детским рисункам (обязательно серьезно мотивируя эти оценки). Дети, в свою очередь, оценивают рисунки взрослых участников игры. Они тоже должны объяснить, почему им нравится или не нравится тот или другой рисунок.

После этого команде-победительнице вручается какой-нибудь (предварительно подготовленный) шуточный приз.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил и запомнил какую-либо сказку, полезно рассказывать, проигрывать ее вместе с ним.

Таким же образом можно прочитать или рассказать по ролям отдельные главы нашей сказки. Впрочем, тут может быть и другой вариант.

Во время очередного чтения сказки попробуйте чуть-чуть изменить ее сюжет. И пусть в этом случае ваш малыш (можно с вашей помощью) придумает, как поступит тот или другой сказочный герой в данной, изменившейся обстановке.

Например:

1. У феи Здрасте, которая возвращалась в свой город из Академии Всех Волшебных Наук, вдруг сломался зонтик. И она упала прямо в дремучий лес ...

Что приключилось с феей в лесу? Как она из него выбралась?

2. Вежливый-строгий Постовой, который стоял на главной площади, однажды забыл все вежливые слова, И превратился в невежливого Постового.

Что из этого произошло?

Какие сказочные беспорядки случились в городе?

И кто возвратил Постовому вежливые слова?

Воспитание  праздником

Может быть, самое высокое умение всякого воспитателя, самое мудрое его искусство — это умение получать радость от самого общения с ребенком, от самого процесса воспитания. И щедрое умение дарить эту радость своим детям.

От нас - родителей — зависит то настроение, тот моральный «воздух», которым дышит наш ребенок. От нас зависит, как можно чаще разряжать обычные будни непохожими на них праздниками.

Каждый из нас, конечно, замечал, как благоприятно действует радостная, веселая, дружелюбная обстановка в доме на детей.

Домашний праздник может начаться с самого простого дела: с обыкновенной уборки квартиры, которую можно превратить в веселую игру. (Попробуем только сначала рассказать малышу, как работали разные мастера, чтобы построить наш дом). Как столяры придумывали и сколачивали мебель. Как маляры красили стены. Как паркетчики настилали пол ... Пусть наши дети знают сказки и были про цветы, которые растут на наших окнах ... Пусть живет в нашем доме игра и сказка.

Объясним ребенку, какие «чудеса» он может, оказывается, совершать сам, если постарается.

«Если ты каждый день станешь поливать цветы, которые стоят на окошке, они привыкнут к тебе. И полюбят тебя, малыш. И каждый раз тихонечко и почти неслышно будут шептать тебе «спасибо», потому что все цветы на белом свете добры и вежливы. Они всегда стараются обрадовать того, кого уже полюбили.

И среди зеленых их листов однажды распускается красное, голубое, белое или оранжевое почти что сказочное чудо-диво.

Поэтому, пожалуйста, не забывай каждый день поливать цветы, малыш!»

«В книжном шкафу живут волшебники и феи. Об этом каждый знает. Ведь стоит лишь открыть любую книжку, как тотчас же начинаются чудеса... И потому... Чтобы платье Золушки не запылилось... Чтобы старый добрый король не потерял в пыли свою корону... Чтобы конь сказочного богатыря не утонул в пыли... Для этого совершенно необходимо вытирать пыль в книжном шкафу.

Мой мальчик (или моя девочка)! Бери скорее тряпку и за дело!»

Подобные выдумки помогут нам, родителям, превратить многие (обязательные для ребенка этого возраста) домашние дела в игру, забаву, в сказку. Так, играя, мы приучаем ребенка к счастливому ощущению: труд — это всегда радость, всегда праздник!

В игру, в веселый праздник можно превратить и семейную прогулку.

Если вы собрались побродить с детьми по городу, предварительно не поленитесь прочесть какую-либо книжку про свой город. Это даст вам прекрасную возможность во время прогулки остановить внимание ребенка на той или другой достопримечательности. Расскажем малышу о том, кто и когда посадил этот парк. Кто и как построил этот удивительный дом... Таким образом, мы откроем перед ребенком многоликое лицо нашей улицы,

нашего города. И вложим в маленькое сердце то зернышко, из которого вырастает великое человеческое чувство — патриотизм.

Во время прогулки можно, между прочим, к слову объяснить нашим мальчикам и девочкам то, как следует вести себя в общественных местах.

Понаблюдаем за тем, как работает постовой милиционер. Как подчиняются прохожие и машины его волшебной палочке и красным-желуым-зеленым огням светофора.

А позднее, уже дома попробуем вместе с малышом придумать сказку про милиционера и про правила уличного движения.

Не менее интересным может стать поход в парк или пригородный лес. В любое время года тут есть на что обратить детское внимание, рождающее сотни «почему». Живой мир природы сказочно богат. Он дарит нам и нашим детям праздник своих красок, перезвон своих песен, вечный летящий танец бабочек, осенних листьев или белых снежинок. Тут темы для загадок, сказок и игр на каждом шагу!

... Попробуем превратить в традицию (т. е. сделать постоянными, систематическими) и некоторые семейные праздники: Бабушкин день, Праздник друзей нашего ребенка. Праздник новой книжки (появившейся в нашем доме), Праздник первых летних цветов. Праздник красок. Праздник чудес. (Прочие темы я оставляю для вашей собственной фантазии, уважаемые читатели.)

Принарядим для каждого из этих праздников наш дом. Так, чтобы он был веселым. Нарисуем-напишем вывески над дверьми и на стенах — озорные шуточные плакаты. Приготовим небольшие (тоже шуточные) подарки-сувениры для приглашенных.

Пусть во всех этих приготовлениях участвуют наши мальчишки и девчонки. (Для них это во всех отношениях очень полезно.)

Для семейного вечера или очередного традиционного праздника очень хороши игры: настольный хоккей, крокет и т.д. Неплохо приготовить и разыграть перед гостями (все это обязательно вместе с детьми!) шарады. Интересными могут стать игры-загадки с цитатами из любимых книг.

Тут широчайшее поле для нашей фантазии и для фантазии наших ребятишек. Такие утренники и вечера могут стать для них не только очередной возможностью для интересного и радостного общения с другими детьми... В подобной обстановке прекрасно активизируется и развивается детский творческий ум, общительность, инициатива и выдумка.

Общее воспитательное значение подобных затей громадно.

Они научат детей правильно вести себя с людьми, держаться за столом. Разовьют в них организаторские навыки.

Вежливая елка

Новый год — праздник семейный. У каждого из нас к нему свое глубоко личное отношение.

Но мое отношение к этому празднику, к сожалению, начинается с горького чувства по поводу огромного количества срубленных в конце декабря каждого года деревьев. Тех самых, которые, простояв 1-2 недели в наших квартирах, затем будут выброшены.

Веселый, интересный праздник можно устроить вокруг синтетической елки, которая к тому же даст вам замечательный повод поговорить с детьми о бережливом отношении к природе.

Вместе с детьми приберите и нарядите к утреннику свою квартиру. И пусть ваш малыш вручит своим товарищам открытки-приглашения, на которых точно указан день и час утренника.

Новогодняя елка к этому времени у вас, конечно, уже будет готова и праздничные украшения тоже.

К приходу гостей можно приготовить и новогодние маски героев «Азбуки вежливости».

Когда гости-малыши соберутся наконец в ваш дом, пригласите их в комнату. Расскажите содержание нашей сказки и предложите каждому из детей выбрать ту или другую маску, предварительно объяснив, почему он выбрал именно ее.

Затем можно устроить конкурс на лучшего отгадчика загадок и лучшего сказочника. Все загадки и сказки у вас уже готовы. Впрочем, гости по желанию могут рассказать любую другую сказку или загадать загадку. Победителям такого конкурса вручить призы-подарки.

После игр малышей следует пригласить за стол. А после этого фея Здрасте или три премудрых Гномыча устроят для ребят небольшой сказочный экзамен на вежливого человека.

Затем можно предложить гостям какую-нибудь из игр: вежливые прятки или вежливые жмурки. Или уговорить их смастерить новогодние подарки для своих близких.

На этом — по вашему желанию — можно и распрощаться с гостями-малышами, сказав им на прощание добрые слова.

Некоторые напоминания родителям

1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. (Это правило относится и к прекрасному полу.)

2. Не следует разговаривать с набитым ртом.

3. Для того чтобы ваш ребенок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.

4. Все, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать ребенку много еды.)

5.  Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

7.  Вилкой - держа ее в левой руке — и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие куски.

8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.

9.Нарезанный хлеб подается на стол в тарелке или в хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько нам требуется.

10. После еды требуется положить вилку и нож рядом на тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично.)

11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

12. С этикой поведения за столом следует систематически знакомить наших детей. Опять-таки делая это деликатно и неназойливо. Тут самое лучшее напоминание для ребенка - наш собственный родительский пример.

Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка, который только что соврал? Очередной раз объяснить ему.что ложь — это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Иль посмеяться вместе с малышом, не скрывая того, что выдумка его обнаружена?

Между тем одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие ко взрослым. Ребенок лжет, потому что боится — вдруг мы накажем его за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещенный нами поступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые.

Не слишком ли мы скоры на расправу с малышом? (Подумаешь, мол, несколько шлепков!Физически на здоровье ребенка это не отразится.., Зато он в следующий раз побоится совершить запрещенный поступок.)

Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство униженности, неравенства, зависимости.

Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом. Лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

И, может быть, тут очень стоит нам, взрослым, еще и еще раз строже оглянуться на себя? Не слишком ли мы часто произносим «нельзя»? Забывая порой то, что ребенок для своего естественно-нормального развития должен быть любопытным-любознательным, подвижным, непоседливым. Он должен во всем, везде, всегда исследовать и экспериментировать, открывая мир, в который входит.

... Вторая причина детской лжи — это желание малыша самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей. Делаем иронические замечания малышу (какой же ты трусишка! какой ты слабый!), сравниваем его с более достойным в каких-то отношениях ребенком. Таким образом унижая личное достоинство маленького человека.

В подобном случае, не имеядругих возможностей оказаться сильнее, вежливее, смелее и прочее, чем другие (отмеченные этими положительными качествами) люди, малыш приписывает себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот уже он придумывает-сочиняет ситуации, в которых якобы проявились его удивительно-замечательные-героические черты.

Коли такое вдруг случится, нам, взрослым, наверное, не нужно обличать ребенка во лжи. Разумеется, постараться развить в нем желаемые качества, Вооружась любовью и терпением, мы, видимо, должны чаще хвалить нашего маленького за все его хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание. Не бояться... Придумывать вместе с малышом сказочные истории, в которых он сильный-смелый-необыкновенный. А при возможности постараться помочь ребенку. Дабы он обрел веру в себя, в свои возможности и силы.

... Еще один вариант детской лжи — неловкое старание ребенка выставить' своих близких, родителей, родственников, друзей вболее ярком и достойном виде. Я сама как-то слышала ложь-мечту одной девочки о том, какой замечательный у нее папа. О том, какой удивительный, до неба дом он выстроил... О том, как он летал в Африку на парашюте ... И подарил дочке говорящего попугая ... Это была беспомощная детская ложь-сказка... Про чудесного папу, о котором малышка могла лишь мечтать. Несказочный ее папа пристрастен к спиртному и приносит малышке и ее маме много горя.

К счастью, большинство из нас, родителей, вовсе не походят на подобного отца семейства... И все-таки ... Все-таки, может быть, иногда недаром наши дети пытаются придумать для нас, взрослых, другую жизнь, другие отношения, другие поступки и характеры? Может быть, нам стоит внимательнее прислушаться к этой детской лжи? Чтобы разглядеть в ней истину. И в данном случае, наверное, нам нужно начать перевоспитывать не детей, а самих себя? Или, если по малости лет и недопониманию наши дочери и сыновья неправильно оценили какие-то наши поступки,спокойно побеседовать с малышом. Объяснить ему, что и как надо в данном случае понимать.

И третий вариант детской лжи. Это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Значит, у ребенка живой и любознательный ум. И необходимо поощрять и развивать в нем эту замечательную способность чтением книг, посещением театра, совместными выдумками и играми. Ну, а если сами мы (случается, к сожалению, и так, друзья мои!) давным-давно разучились выдумывать и фантазировать, придется срочно развивать в себе это полезное (во всяком случае в деле воспитания) качество. Оно не только приблизит нас к нашим любимым сыновьям и дочкам, но и поможет яснее, глубже, серьезнее понять ту «прекраснейшую ложь», ту мудрость (рожденную порой из озорства, из чувства юмора, из долгих наблюдений над жизнью), которая ложится в основу всякого искусства.

А громадное воспитательное значение всякого искусства ( в том числе и детского творчества!) — бесспорно.

Воспитание примером.

Мы уже говорили о том, что воспитание ребенка в семье начинается прежде всего с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в нашем доме. С тех добрых (или, к сожалению, недобрых) отношений, которые существуют между членами семьи.

Малыш буквально живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.

С учетом этого важного психического фактора, как мы уже говорили, нам, родителям, необходимо начинать воспитание наших сынов и дочек.

В свою очередь, чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в нашей семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя, и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в то же время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.

Свои привычки, интересы,стиль своего поведения, свое отношение к труду и к окружающим его людям малыш лепит с нас, взрослых. Дети, особенно маленькие, чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых.

Уже в 3-4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли помогает папа сиять пальто пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопится по вечерам мама, стараясь успеть приготовить ужин, постирать, погладить... И как папа в это же время читает газету или «болеет» перед телевизором ... И десятки других, давным-давно привычных нам и потому давным-давно не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждый час наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается, учится на постоянных наших примерах, на нашей взрослой жизни.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее

влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди — члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку. И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей - отец.

О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И столько же раз можно повторить, что малышу для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно и радостно засыпает малыш под добрую, ласковую мамину колыбельную песню... Во время болезни лекарство в маминых руках кажется не таким уж и горьким. Та же легкая рука, кажется, снимает боль... И совсем-совсем не страшно войти в темную комнату, если рядышком мама.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина -отец.

Быть папой — дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя таким образом и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание прежде всего начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, — мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец — идеал мужества.

Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.

Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения... Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать, (прежде всего, перед своими детьми) того, что они — сильная половина рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, — сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, — сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот... Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед... В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса,и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем... Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела. (По собственному опыту, уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым — при всей их оскорбительности — дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него — помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей — есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленькогосына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому-взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем, имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь (перед тем как лечь спать) обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем — выстирать платья и фартуки своих кукол.,. Позднее, годам к 5—7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребенка.

Наш 4—7-летний малыш обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке убрать на кухне и вымыть посуду, насыпать корм в кормушку за окном, полить цветы, вычистить свою обувь, сходить в магазин за хлебом, привести в порядок книги и игрушки. Для того чтобы домашние, обязанности сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться к проделанной малышом домашней работе. Нам, уважаемые мамы и папы, видимо, не должно забывать вежливо поблагодарить нашего мальчика или девочку за хорошо и старательно сделанное дело. И обязательно высказать ему замечание и, более того, потребовать, чтобы небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново. Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а позднее и ко всем прочим своим обязанностям вполне серьезно и ответственно.

Таким образом, любое наше действие, любой наш, родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. К1ы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми. Даже в мелочах...

Вот почему папа и мама должны много и серьезно читать, учиться думать над прочитанным. Достаточно часто бывать (вместе с детьми) в кино, театрах, в концертных залах. Вот почему сами они неустанно должны воспитывать собственный свой разум и свои чувства. Чтобы позднее передать все свое накопленное душевное богатство нашим детям.

Поэтому не станем удивляться, когда хорошо воспитанные папа и мама умудряются при всей их занятости делать по утрам зарядку, серьезно и систематически заниматься спортом. В таких семьях дети тоже очень рано начинают приобщаться к спорту. Значит, становятся здоровее и сильнее. А это очень серьезный воспитательный фактор. К физически здоровому ребенку родители могут предъявлять более серьезные требования.

Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно — к окружающим их , людям, с любовью и вниманием — к своим близким. Это значит — их дети впитают в себя данные качества.

Конечно же, воспитывая наших мальчишек и девчонок, мы не должны забывать о наших верных помощниках — о литературе и искусстве вообще. Нужно чаще читать вместе с малышом книги и стараться обговорить, обсудить вместе с ним их содержание, дать оценку поступкам разных героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом «правильного, хорошего» поведения нашего малыша. Он постарается подражать своему книжному любимцу.

Таким же уроком вежливости и общей культуры для малыша может стать любой просмотренный фильм или детский спектакль. (Опять-таки родители должны тут обратить внимание на поведение положительных и отрицательных героев.И обговорить конечный результат их поведения.)

В повседневной, обычной нашей жизни накаждому шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, конечно же, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы сами.

Некоторые напоминаниявзрослым

Само собой разумеется, что вежливые, хорошо воспитанные родители вежливо и деликатно ведут себя по отношению ко всем окружающим их людям, тем более по отношению к своим детям.

1. Хорошо воспитанные мама и папа постараются никогда (ни словом, ни делом) не оскорбить человеческое достоинство своего сына или дочки. Они никогда не кричат на ребенка. Не говорят при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. И ни в коем случае не применяют в виде воспитательной меры физические способы наказания.

2. Вежливые родители не делают ребенку бесконечных замечаний по пустячным поводам. Где это только возможно, они поощряют самостоятельность малыша.

3. Такие мамы и папы всегда единодушны в своих требованиях, предъявляемых к детям. А если вдруг кто-либо из них в данный момент не согласен с замечанием другого, он выскажет это свое несогласие и его причину позднее. Не при ребенке.

4. Уважая достоинство маленького человека, вежливо-разумные мама и папа никогда не выдвигают причиной того или иного замечания или запрета возраст ребенка: «ты еще мал», «ты еще этого не понимаешь», «тебе еще рано» и т. д.

5. Предъявляя к своему ребенку какие-либо требования, родители прежде всего должны предъявлять эти требования к самим себе.

Поэтому они тоже обязаны быть вежливыми, внимательными и деликатными со своими детьми. Не забывать говорить сынам и дочкам: «доброе утро», «спокойной ночи», «спасибо», «благодарю за помощь» и т. д. А так же не забывать похвалить малыша за сделанное им дело или за его внимание и заботу.

6. Культурные, хорошо воспитанные родители постоянны в своих требованиях. Правила вежливости они прививают своим детям систематически, а не от случая к случаю, постепенно их усложняя.

Воспитание доверием.

Какой-то мудрый человек сказал: «Педагогика — это не наука, а состояние души». Тут можно только добавить: «прекрасное состояние души».

Жизнь родителя-воспитателя, родителя-педагога заполнена трудом и счастьем. Счастьем творца, созидающего самое дорогое на Земле - души детей! И если вдруг в чьем-либо сердце нет этого естественного ощущения счастья, — значит, что-то делаем мы не так, неверно. И следует пересмотреть собственное наше поведение. Наше отношение к детям. Стоит над многим в жизни задуматься. Многое в собственном поведении, в собственном нашем отношении к окружающему миру изменить.

Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, никогда не имеем права перекладывать нашинеудачи, наше родительское и педагогическое неумение на малышей. Наказывая ребенка, родитель прежде всего всегда расписывается в предыдущих своих педагогических ошибках и неудачах, в своей воспитательной безграмотности и неумелости. Кто дал нам, взрослым право унижать ребенка - особенно маленького — грубым окриком и тем более физическим наказанием? Маленькая дочка или сын в этом случае совсем беззащитны перед нами. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!

Это дивное диво — вера маленьких детей в нас, взрослых. Безусловная их вера в нашу доброту, в нашу родительскую справедливость, мудрость и любовь. Эта вера должна поднимать нас,  взрослых, над самими собой, над нашими слабостями и недостатками.

Потому и сами мы должны относиться к нашим детям доверчиво и доброжелательно.

При всей требовательности к малышу не будем скупы на ласку к нему. И сама наша требовательность должна быть доброжелательной. Малыш должен чувствовать и видеть то, что взрослые, родители верят ему. Доверие взрослых придает ребенку уверенность в своих возможностях, вызывает ответное желание помогать взрослым.

Родители должны терпеливо учить малыша тому, чего он еще не умеет. Не раздражаясь и не упрекая его за первые неудачи. Ребенок должен развиваться в атмосфере радости и родительской заботы. Ибо только в такой атмосфере он растет оптимистом, уверенным в своих силах. Растет доброжелательно настроенным ко всем людям человеком. Такая атмосфера побуждает малыша к активной деятельности.

... Не только мы воспитываем наших детей. Но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые сложные вопросы.

Дети — оценка всей нашей жизни. Ее смысл и продолжение.

Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. И этого мы достигнем лишь в том случае, когда сам процесс воспитания будет добрым, умным, здоровым и счастливым. Этого мы, видимо, достигнем тогда, когда поймем, какой это хрупкий, нежный и одновременно податливый механизм — живая детская душа. Когда мы научимся мудро и деликатно оценивать детские поступки. А может быть, когда гораздо больше, чем до сей поры, доверимся самой природе, которая вместе с нами естественно творит-создает не только тело, но и душу малыша. Так ли уж она слепа, глуха и неразумна древняя и вечная наша мать, Природа, коль будит в наших сыновьях и дочках их гениальное любопытство, их ярко-многоцветный взгляд на мир, причудливую их фантазию и вечную детскую любовь-доверие ко всему живому на белом свете под красным-лохматым (будто на детском рисунке) солнышком!

Такое доверие не равнозначно безграмотному родительскому равнодушию... Оно сродни мудрому взгляду человека, который творит, не ломая, не уничтожая природу, а изучая и учитывая вечные ее законы и их развитие.

Именно эти законы уже подсказали нам то, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным нашим постоянным положительным родительским примером и игрой. На это, видимо, и стоит обратить самое пристальное наше родительское внимание.

Сегодняшний родитель должен неустанно воспитывать самого себя. Воспитывать в себе человека" мыслящего, гуманного, трудолюбивого, терпеливого и любящего. Постоянно повышать свою культуру. Свои знания.

Умело использовать в процессе воспитания столь любимую ребенком игру. Играя, приучать малыша к труду, прививать ему навыки культуры, давать необходимую для детского ума новую информацию, учить малыша думать и оценивать свои поступки.

Все наше родительское умение направить на то, чтобы воспитать ребенка нашим другом.

Все это нелегкие задачи. Но у сегодняшних родителей немало помощников: современная наука, искусство, детские сады, школы.

Желаю вам счастливого пути в нашем общем деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что значит «вежливый человек»?

Что значит «вежливый человек»?  ширма для родителей...

консультация"Книга в жизни маленького человека"

laquo;Книга в жизни маленького человечка»  «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».  Когда Вы брали в р...

Консультация "Трудный не значит "плохой". Гиперактивный ребенок"

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт...

Разговор с родителями: Что значит «вежливый человек»?

Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями....

Консультация для родителей «Что значит «вежливый человек»»

Консультация для родителей: «Что  значит  «вежливый человек»»?...

Что значит «вежливый человек»? (разговор с родителями)

Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека....