Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов и родителей на тему "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
    консультация на тему

    Тимофеева Екатерина Александровна

    Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи.

    Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с cовершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka.docx29.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи.

    Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.

    В целом, у детей с различными речевыми нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем.) Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

            Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

         В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется   дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

            Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

    Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

    • широкий подход к решению проблемы;

    • проявление творчества в художественной деятельности;

    • атмосфера творчества;

    • единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

    • комплексное и системное использование методов и приёмов;

    • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

    • овладение детьми способами изображения

    • индивидуальный подход к каждому ребёнку;

    • использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

    Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

    • рисование пальчиками;
    • рисование ватными палочками;
    • тычок жесткой полусухой кистью;
    • рисование ладошками и из ладошек;
    • рисование печатками и различными предметами;
    • рисование восковыми мелками и свечой;
    • печать по трафарету;
    • набрызг;
    • рисование мятой бумагой;
    • рисование пластилином;
    • аппликация из бумажных шариков;
    • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
    • кляксография с трубочкой.

    занятия  по  изотерапии  «Красота  красок»,  «Фантастические  образы»,

    комплексное занятие с ИКТ «Зимние олимпийские виды спорта», «В гости к

    бабушке Арине», «Новогоднее приключение», «Осенние причуды», «Весна -

    красна» и др. Вот уже на протяжении   третьего  года совместно с    НГУ им.  

    Лобачевского на  базе нашей  группы   развернута  работа  экспериментальной

    площадке:  «Создание  активной  практико-ориентированной  системы

    нетрадиционных  здоровьесберегающих  технологий  в  дошкольном

    образовании».  Мы  участвовали  в  проекте  со  студентами  НГУ  им.  

    Лобачевского «Изотерапия, как  средство  развития  творческих  способностей

    детей  дошкольного  возраста  с  ОНР». Своим  опытом  я  делилась  на  научно-

    практическом  семинаре  Всероссийской  конференции  «Система

    нетрадиционных  технологий  как  условие  оптимизации  здоровьесбережения

    детей  в  дошкольном  учреждении»,  которая  проходила  на  базе  ННГУ,  наш

    опыт  опубликован  в  сборнике  «Гуманитаризация  как  стратегия  развития

    современного  образования  детей  и  молодежи»  Арзамас  ННГУ  2014г,

    выступала  с  докладом    в  Москве  на  Всероссийской  научно-практической

    конференции  «Профессионализм  воспитателя  как  необходимое  условие

    внедрения ФГОС».

    Успех  в  работе  достигнут  только  при  тесном  контакте  с  родителями

    воспитанников,  поскольку  те  знания,  которые  ребенок  получает  в  детском

    саду,  подкреплялись  в  условиях  семьи.  С  родителями  проводилось:

    Анкетирование  «Что  вы  знаете  о  нетрадиционных  техниках  рисования?»,

    «Мастер  класс»,  «Нетрадиционные  технологии  рисования».  Так  же

    проводились консультации: «Чем полезны занятия творчества?», «Все, что я

    воображаю,  на  листе  изображаю».  Совместные  выставки  работ  по

    лексическим  темам  (родители  +  дети)  «Мы  рисуем  настроение»,  «Осень»,

    «Весна  -  красна»  и  др.  Устные  журналы  «Ступеньки  творчества»  и

    индивидуальные беседы.

    Таким  образом,  использование  нетрадиционных  техник  рисования  в

    работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-

    новому  открывает  перед  ребёнком  мир,  что  помогает  активизировать  и

    расширить  словарный  запас;  даёт  представление  о  новых  возможностях

    взаимодействия  предметов,  позволяя  установить  грамматические

    закономерности  при  описании  своих  действий,  а  также  создаёт  мощную

    психофизиологическую базу для развития реч

    На развитие речевого дыхания:  кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями.

    На развитие мелкой моторики: рисование пеной для бритья, пластилинография, рисование сыпучими материалами.

    Рисование мыльными пузырями.

     Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.

    Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.  Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. 

    Кляксография.

    Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?

    Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. 

     Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

    «Объёмные» краски:

         Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски.

         Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно.

    «Тюбик»:

         

          «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик). Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

    Свеча и акварель.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Рисование по сыпучим материалам является универсальным средством для развития мелкой моторики. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками или делать рисунок собственной ладошкой. Это помогает развивать оригинальные идеи, воображение, творчество, самостоятельность.

    Рисование сыпучими материалами.

    Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие материалы и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. материалы наносят на еще не высохший рисунок.

    Рисование песком.

    Песок для стола можно набрать на пляже, либо приобрести в магазине. Но это совсем не обязательно. Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

    Рисование картофелем.

    Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

    Тампонирование или оттиск.

    Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

    Тычки жесткой кистью.

    Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть.

    Набрызг.

    Эта техника является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

    Рисование солью 

    Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при этой техники рисования. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек , жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

    Техника "Квилинг"

    Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является «квиллинг» – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длина , зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

    Рисование нитками.

    «Рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

    Рисование ребром картона

    В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

    Мятый рисунок 

    Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

    Желаю творческих успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

    Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

    Рекомендации для педагогов ДОУ, родителей по применению технологии «Нетрадиционные техники аппликации»

    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребен...

    Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации»

    Консультация содержит интересный и разнообразный материал  для родителей, который поможет раскрыть творческие способности детей через различные вилы аппликации...

    Мастер-класс для педагогов «Современные методы нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Рисование солью.»

    Мастер-класс для педагогов «Современные методы нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Рисование солью.»...