"Мама, я боюсь" -слайдовая презентация
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемою как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

        Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психологическое здоровье малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарии к слайдовой презентации «Мама, я боюсь!»

Вступление.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемою как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

        Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психологическое здоровье малыша.

Слайд 1.

Не бывает никогда небоящихся детей.

Слайд 2.

Ребёнок может даже запомнить направление, место, где было плохо. Животные осторожничают. Маленький ребёнок в незнакомом месте чаще не идёт радостно к кому-либо.

Слайд 4.

Фобия, в отличие от «нормальных» страхов, это закрепившийся страх, который не соответствует возрастной шкале и закрепляется настолько, что мешает человеку функционировать.

Слайд 5.

Не бывает небоящихся людей. Наиболее распространённая причина – конкретный случай.

Слайд 6.

 - обычно биологические страхи, то, что нам досталось в «наследство» от природы в ходе эволюции. В возрасте 4-5 лет – первый пик страха смерти ( так же является естественным страхом).

 - подключаются так называемые  социальные страхи. Ребёнок  в этом возрасте входит в социум. Далее – страх быть  осмеянным, отвергнутым.

 - экзистенциональные страхи. Подросток осознаёт себя принадлежащим человечеству. Вопросы экологии, окружающей среды, вселенных катастроф и т.д.

7 лет – пик страха смерти.

Слайд 7.

В силу развития ребёнок не понимает чувства страха.

Никогда не пугайте детей бабайками, дядьками. Почему? Ребёнок начинает осознавать агрессию к своим любимым людям ( например, когда родитель начинают устанавливать какое-либо ограничение). Это как бы отделённая от себя агрессия.

Слайд 8. Когда боится маленький ребёнок.

-У взрослых долгое время было стыдно бояться. «Я боюсь бояться».

-Как признавать чувства? Нельзя: «нет, не бойся». А говорить «ты испугался». Чувства нужно проявлять! Родители боятся таких вопросов, если , например, кто-нибудь умрёт, боятся сказать об этом детям. Ребёнку необходимо проговаривать о смерти.

Слайд 9. Причины страхов.

-с возрастом мы справляемся со страхами;

-потребности в принятии, я хороший в любом случае, ощущении безопасности в любом случае, «не перестанешь плакать – уйду!», потребность во внимании как признании, чрезмерные запреты, ребёнку нужны ограничения (границы дозволенного), но их за один раз не должно быть много, потребность в любви.

-страх фантонирует, если запрещают выражать чувства. Например, нужно учить детей злиться или учить печалиться, не запрещать плакать. Если ребёнок маструбирует – это чаще – не вытеснен ли страх или агрессия, это сигнал о подавленном страхе.

-например, увезли ребёнка без предупреждения, привели в детский сад.

-например, дорога, где не соблюдаются правила – «всё можно» - это опасно, поэтому нужны рамки, ограничения.

-«как ты можешь этого бояться? Ведь мама же не боится?» наша задача: «Я с тобой! Я тебя защищу!» объяснять ребёнку, что бояться можно. Это не стыдно! Нельзя сравнивать со сверстниками – это как бы отвержение ребёнка.

-дальше может вылезти боком.

-например, бабушка болеет, потом умирает. Ребёнку ничего не говорят про болезнь, смерть. Ребёнку надо рассказывать про такие вещи!

-особенно маленьких детей, младших школьников. Пик обращения к психологам обычно – осень, когда детей отдают в детский сад и одновременно в кучу кружков. Лучше всё-таки походить ещё год в детский сад, даже если ребёнку к 1 сентября не исполнилось 7 лет. Не страшно посидеть дома. Даже полезно.

Слайд 10. Что делать.

-например, все врачебные операции, когда водим ребёнка в больницу, иначе труднее восстанавливать  доверие ребёнка, бороться со страхом. Например, у стоматолога. Держать на руках до 6 лет, постарше – договариваться с ребёнком.

-разговаривая с ребёнком о его страхах, вы тем самым даёте понять, что признаёте и понимаете, а не отрицаете его чувства.

-«знаешь, я тоже в детстве боялась», «когда в школе у меня не получалось что-то», «знаешь, у меня ладошки начинают потеть, сердце колотиться».

-должны быть правила. Но их не должно быть много, только основные, базовые.

Гибкость – это когда ребёнок подрастает, правила могут меняться.

Нам самим не зацикливаться сильно на страхах наших детей. Спокойно с этим работать.

Слайд 11. Что делать (продолжение).

-слишком велика цена последствий.

-у ребёнка должно быть детство, должен быть детский режим существования. Существует много «бесполезных»  занятий. Нужны конструкторы и что-то подобное. Не обязательно все занятия детей должны быть развивающими. Эриксон: «Игра – капитальный ремонт чувств». Через игру ребёнок справляется со страхами, с разными другими ситуациями.

-«обездвиженные», малоподвижные дети могут иметь много страхов. Например, даже учиться читать можно в процессе движения, игры.

-мы ещё не циклимся на страхах своего ребёнка.

-если очень сильная, серьёзная ситуация – проигрываем ситуацию. Если существа нереальные, которых ребёнок боится – рисуем. Важно спросить у ребёнка. Что с этим рисунком делать. Не обязательно сжигать. Надо идти за желанием, предложением  ребёнка в этом случае.

Слайд 12. Пример.

Посмотрите,  очень много травмирующих ситуаций: переезд, спит в больнице один, уколы, пошёл в 1 класс.

Почему ничего не помогает из того, что делает мама?

-мама зациклилась на страхах ребёнка сама, т.е. активно борется, много, что делает.

Надо перестать циклиться.

Надо, чтобы прошло какое-то время. Пусть пока поспит с мамой  в комнате. Известный психолог Л. Петрановская говорит: «Нужно быть с ребёнком до тех пор, пока мы ему нужны». Здесь пока ребёнок не готов оставаться один.

Можно привести пример отрицательного поведения мамы: мальчика 5 лет  напугал гаишник, когда тот кидал камнями на дорогу под руководством старшего мальчика. Гаишник пообещал посадить в тюрьму. Ребёнок был так напуган, что не мог даже от страха выйти на улицу больше месяца. Мама заставляла выходить, злилась на ребёнка. Повышала голос. Не принимала чувства ребёнка, не защищала. Панический страх улицы был даже при сопровождении взрослых.

Очень важно!

Ребёнок может придумать свой собственный выход борьбы со страхом. Ребёнку важно самому понять, как ему справиться. Все дети разные, кому-то достаточно месяца, кому-то больше. Кому-то надо больше проговариваться. Нет универсального рецепта. Ребёнок подскажет сам, что делать. А если не получается самим, только тогда идти на консультацию.

Хотелось бы добавить – ребёнок не может такими ситуациями манипулировать.

Вспомните себя лет в десять. Декабрьская ночь, в комнате темно, за окном воет ветер. Уличный фонарь отбрасывает странные блики, все делается призрачным, нереальным и жутковатым. Вспоминаются страшные истории про черную комнату и черную руку, фильм про вампиров…Вам страшно, но вы не решаетесь разбудить родителей, которым ваши страхи неведомы и непонятны. Наконец вы смотрите на стул и видите, как на нем бесшумно и плавно шевелится безголовый монстр… Тогда вы быстро залезаете с головой под одеяло и подтыкаете его со всех сторон, чтобы никто к вам не подобрался, некоторое время дрожите от страха и, наконец, засыпаете….А утром оказывается, что на стуле мирно висит ваша одежда, за шкафом нет летучих мышей-кровососов, а снег радостно блестит на солнце, как будто приглашая прокатиться на лыжах…

Будем поддержкой наших детей и они отплатят нам в будущем заботой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мама, я боюсь! Детские страхи: что делать и как помочь Сидоренко О.Б., Педагог- психолог МКДОУ «Детский сад Солнышко»

Слайд 2

Для чего нужен страх Страх – эмоция, основанная на инстинкте самосохранения Не бывает абсолютно бессмысленных эмоциональных реакций и поведения (особенно у маленьких детей). Поэтому страх всегда сигнал о чём-то.

Слайд 3

Для чего нужен страх Страх мобилизует человека для активной деятельности, что способствует выживанию. Способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Даёт возможность действовать в условиях недостатка информации (в неизвестной ситуации, неизвестные предметы – «включается» страх, а не любопытство)

Слайд 4

Какие бывают страхи у людей Биологические Социальные Экзистенциональные

Слайд 5

Детские страхи Внушённые (спровоцированные) страхи Естественные возрастные страхи

Слайд 6

Возрастные страхи Маленькие дети (примерно до 5 лет) Дошкольный и младший школьный возраст Подростковый возраст

Слайд 7

Чего боятся малыши (до 5 лет) Практически все страхи маленьких детей – это страхи за жизнь и здоровье. Малыши боятся темноты, громких резких звуков, чужих людей, быстро движущихся животных, предметов. Запоминают места, где было плохо. В возрасте 4-5 лет – обычно первый пик страха смерти (так же считается естественным страхом, появляется между 3 и 6 годами). Кошмары, страшные сны, Баба Яга, привидения, чудовища под кроватью ( так же нередко проявление страха смерти).

Слайд 8

Когда боится маленький ребёнок (до 5 лет) Телесный контакт ! Признание чувств. Понять, как вы сами справлялись со страхом смерти. Никогда! Не пугайте бабайкой, чужими дядьками, угрозами оставить. Подобные действия – провокация сильных страхов.

Слайд 9

Причины страхов Возрастные (нормальные) страхи. Если не удовлетворяются базовые потребности ребёнка. Запрет на выражение чувств (чаще всего злость, печаль). Внезапные перемены, о которых ребёнка не ставят в известность. Крайности в воспитании («всё можно» или «всё нельзя»). Неосознанная конкуренция родителя с ребёнком, отвергающий стиль воспитания. Отрицание страха («не страшно», «не больно» и т.п.) Семейные тайны. Перегрузка левого полушария (форсирование интеллектуального развития).

Слайд 10

Что делать Помним про телесный контакт: гладим, укачиваем, обнимаем, все врачебные манипуляции – только на руках родителей. Признаём чувства (говорим, называем). «Названые демоны перестают существовать». Рассказываем про собственный опыт (обычно с детьми постарше). Выстраиваем определённые правила, учитываем возраст ребёнка. Помним про гибкость в установлении правил.

Слайд 11

Что делать (продолжение) Никогда не угрожаем («уйду», «отдам» и т.д.) Не перегружаем левое полушарие! Помним, что ребёнок – это не маленький взрослый. Помним про важность двигательной активности, подвижных игр, радость движения. Помним, что бояться – это естественно (и для мальчиков, и для девочек). Считается, что страх детей – эмоция, к-я что-то опредмечивает, это что-то конкретное. Сказка, игра, рисунок. При травмирующей ситуации помогает проигрывание; опредмечивание: рисунок, лепка – страх чудовищ, привидений и т.п.

Слайд 12

Пример Мальчик, 8 лет, боится спать один, боится темноты и призраков. За год до этого семья переехала из однокомнатной квартиры в двухкомнатную. У ребёнка отдельная комната, пошёл в 1 класс. Накануне переезда попал в больницу, где его в первую же ночь оставили одного в палате. После выписки сразу переехали в новую квартиру. И ребёнок стал бояться оставаться один ночью. Слова мамы: «Всё это время я с ним неоднократно разговаривала про его страхи и мы с ним всё это обсуждали, предлагала нарисовать страхи и порвать или сжечь, но он отказывается. Сходили с ним в магазин, где он выбрал себе мягкую игрушку, чтобы спать с ней. Но всё равно не помогает. Купили во все розетки красивые ночники. Оставляем в коридоре свет на ночь. Всегда читаю ему книги на ночь, слушаем сказки на дисках. Купили ему постельное бельё, которое он сам выбрал. Не помогает.»

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Продолжать закреплять знания  детей о  профессиях. Уточнить знания детей, что женщины могут работать  там, где традиционно работают мужчины (космонавты, лётчики, водители и.т.д.). Воспи...

Презентация проекта ко Дню Матери "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Творческий проект  ко Дню Матери для  работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация проекта «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Презентация проекта " Мамы разные нужны, мамы всякие важны"...

Презентация "Мамы разные нужны, мамы всякие важны!"

Презентация о профессиях мам. Подготовлена к проекту, посвященному Дню матери "Всё начинается с мамы!"...

Презентация "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Презентация  в преддверии праздника "День Матери" очень актуальна в работе с детьми. Презентация выполнена по стихотворению С.В. Михалкова "А что у вас?"...

Творческий проект "Подарок маме на 8 марта" (презентация)

Презентация творческого проекта для подготовительной группы: создание цветочной композиции в вазе.Воспитатель ИЗО: Храмова Наталья Владимировна...

"Мама, научи меня говорить!" презентация для родителей

Круглый стол для родителей «Мама научи меня говорить!» о подборе игр и игрушек для развития речи в домашних условиях.Нельзя учить малыша только словами, не используя игрушки и игровые мате...