"Как воспитать толерантного человека"
консультация (средняя группа) на тему

Данченко Ольга Владимировна

Мастер - класс для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс523.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка, детский сад №5 Лесозаводского городского округа»

                                     (г. Лесозаводск, ул. Октябрьская – 115)

Мастер – класс «Как воспитать толерантного человека»

Номинация «Работа с родителями»

Конкурсанты: Данченко Ольга Владимировна – воспитатель

                         Бугоркова Еленам Николаевна – воспитатель

 Мастер – класс «Как воспитать толерантного человека» рассчитан для повышения педагогической культуры родителей.

Актуальность:

    Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.

   Дошкольный возраст – сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.

   Работа в данном направлении будет более успешной, если:

- обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;

- создать условия для благоприятного психологического микроклимата;

- привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс;

   Только система работы позволит детям:

- овладеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения;

- развить способность управлять своим поведением;

- сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Цель: Показать родителям важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей, а также в ходе общения между детьми.

Задачи:

Образовательная: Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми, между собой и с окружающими.

Развивающая: Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная: Применить полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Методы и приёмы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогических ситуаций

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы

Подготовка:

1. Подготовить приглашения для родителей

2. Оформить памятку

3. Подготовить электронную презентацию

4. Подобрать педагогические ситуации

Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, ноутбук с проектором, мультимедийная презентация.

Ход:

«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,

терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства»

(Декларация прав ребёнка)

(слайды 1,2) (Приложение 3)

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

На сегодняшней встрече предлагаем обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.

Что, по-вашему, означает слово толерантность? (ответы родителей)

Мини-лекция

(слайды 3,4)

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Толерантность:

- уважение друг к другу

- понимание непохожего на вас человека

- дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами

- терпение друг к другу

- терпение к разным национальностям, сословиям

- умение общаться

- гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека

- когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.

Задание:

 Предлагаем вам собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова-синонимы к слову толерантность (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)

(слайд 5)

Сравните ваш цветок с цветком на слайде.

Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.

Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, послушным (ответы родителей)

(слады 6, 7)

Самое главное – это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребёнка.

Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребёнка, он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Важно, чтобы ребёнок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребёнка.

При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.

Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные, необходимо замечать, оценивать и поддерживать. Одобрение и похвала помогают ребёнку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

А сейчас предлагаем вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.

Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребёнка» (Приложение 1)

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребёнка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдётся кто-то другой, который заполнит её дурным.

Мы пришли к выводу, что ребёнка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а  модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребёнка.

А сейчас предлагаем вам решить педагогические ситуации с позиции толерантности.

Ситуация 1 : «Конфликт опасен, если он не разрешим»

Мама: - Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребёнка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки, объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих «Оторвали мишке лапу» или «Зайку бросила хозяйка».

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама: - Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на своё место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмём карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребёнок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод: Когда на человека, в данном случае на ребёнка, «сваливается» сразу несколько обвинений, ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создаётся «затор из проблем», ссора неизбежно затягивается и в нём не видно конца.

Причина конфликта это – поведение мамы в конфликте. Необходимо уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести «сокращение числа претензий в один раз». Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребёнка. Помните! Ребёнок тоже личность, хотя и маленький. И он требует к себе уважения и понимания.

Ситуация 2.“Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”

Паша (с радостью):

- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе):

- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает):

- Ну, пожалуйста.

Папа (отталкивает Пашу):

- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?

Ответы родителей.

Объяснение с позиции толерантности:

Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.

Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

(Слайды 8, 9, 10)

А сейчас я приглашаю вас в круг толерантности. (Родители вместе с педагогом располагаются по кругу).

Толерантность - это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда, 

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга, 

Если дружбы в сердце нет!

Наша встреча близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей, в результате наших совместных усилий, толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

(Прочитать родителям притчу)

Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

Раздача памяток (Приложение 2)

Приложение 1

 Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Цель: Определить тип семейного воспитания

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.


Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Приложение 2

Памятка для родителей "Как воспитать толерантного человека?"

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение» Вольтер.

Толерантность – понятие достаточно новое: это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В словаре В.И.Даля:

Толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

 В словаре С.И.Ожегова:

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  Во-первых, не обижать его.

  Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним

  В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

  В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

  В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка, игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

  В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Литература:

Барбелко Н. С. Психолого-педагогическое содержание понятия толерантность/Н. С. Барбелко, — 2013. — 5 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/9567/1/22.pdf 

 Кравцов О. Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка/О. Г. Кравцов// ВЕСТНИК РГГУ Серия «Психология». — Москва, — 2009. — № 7. — с.189–200.

Фокина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, — 2013. — с. 103–105. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3587/

Овчарова Р.В. пытаетесь ли вы понять своего ребёнка – Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как воспитать толерантного человека?"

Чувствовать, думать, любить, как другие,Сердцем умея понять солидарность.Напрочь отбросить –"Они не такие",Этому учит нас толерантность....

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

«Как воспитать толерантного человека? »Форма: Мастер-классМетоды и приемы:1. Лекция с элементами беседы2. Решение педагогической ситуации3. Тестирование4. Проблемные вопросы....

Памятка "Как воспитать толерантного человека"

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ: Ø Дети учатся жизни, которой  они живут.Ø Если детей критиковать, они учатся обвинять.Ø Если дети видят враждебность, они учатся драться.Ø Если дети живут в страх...

Рекомендации для родителей: Как воспитать толерантного человека

Материал содержит рекомендации для родителей по ыоспитанию у детей толерантности. Толерантность - это путь человека хорошо знающего себя, комфотрно чувствующего себя в окружающей среде,  понимающ...

Буклет "Как воспитать толерантного человека"

Правила воспитания толерантной личности:1. Учитесь   слушать  и   слышать   своего   ребенка. 2. Постарайтесь   сделать   так,  чтобы   только   ...

"Как воспитать толерантного человека"

Проявлять толерантность - это значит.....

буклет Как воспитать толерантного человека

Буклет использовали для работы  по теме толерантность...