Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
консультация (подготовительная группа) на тему

«Как воспитать толерантного человека? »

Форма: Мастер-класс

Методы и приемы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогической ситуации

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

Актуальность:

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.

Дошкольный возраст - сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.

Работа в данном направлении будет более успешной, если:

-обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;

-создать условия для благоприятного психологического микроклимата;

-привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Только система работы позволит детям:

-овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

-усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.

-развить способность управлять своим поведением.

-сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Родительское собрание

Тема: «Как воспитать толерантного человека? »

Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Образовательная

Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая

Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная

Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Форма: Мастер-класс

Методы и приемы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогической ситуации

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы.

Подготовка:

1. Подготовить приглашения на родительское собрание

2. Оформить плакаты по теме собрания:

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

(Пифагор)

«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,

терпимости, дружбы между народами,

мира и всеобщего братства»

(Декларация прав ребёнка)

3. Оформить памятку

4. Подготовить электронную презентацию

5. Подобрать педагогическую ситуацию

Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.

Ход:

(слайды: 1, 2)

-Добрый вечер, уважаемые родители!

-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.

Выступление детей: 1 ребенок

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

2 ребенок

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

3 ребенок

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

4 ребенок

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

5 ребенок

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

6 ребенок

Толерантным будь со всеми:

Больше слушай, не кричи.

Не советуйся лишь с теми,

Кому с враждою по пути.

7 ребенок

Толерантность – это мир и дружба.

Об этом знать каждому нужно!

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Вопрос:

-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)

Мини-лекция

(слайды: 3, 4)

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Толерантность:

-уважение друг к другу;

-понимание непохожего на вас человека;

-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;

-терпение друг к другу;

-терпение к разным национальностям, сословиям;

-умение общаться между людьми;

-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;

-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.

Задание.

-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)

(слайд 5)

-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.

Мини-лекция.

-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.

Вопрос:

Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)

(слайды: 6, 7)

Мини-лекция.

-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.

Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.

При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.

Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.

Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.

Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? » (Приложение 1)

-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.

Решение педагогической ситуации:

"Конфликт опасен, если он не разрешим”

Мама

- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама

- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:

Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Ситуация

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

  Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное. повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация

. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

(слайды: 8, 9, 10)

-Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех

Раздача памяток (Приложение 2)

Решение собрания:

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

Приложение 1

ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р. В. Овчарова)

Цель: Определить тип семейного воспитания.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начинаете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:

а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажите.

БЛАНК ответов к тесту "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка" (Р. В. Овчарова)

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Приложение 2

Памятка для родителей.

Толерантность нужно воспитывать.

Правила воспитания толерантности:

-Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

-Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности

- терпение

- умение владеть собой

- доверие

- чуткость

- способность к сопереживанию

- снисходительность

- расположение к другим

- чувство юмора

- терпимость к различиям

- доброжелательность

- гуманизм

- любознательность

- умение слушать

- несклонность осуждать других

- альтруизм

Желаем, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Тест: «Какой вы родитель?»

     Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:

«Какой Вы родитель?». Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

N п/п

  Вопросы и фразы

Баллы

  1

Сколько раз тебе повторять?

      2

  2

Посоветуй мне, пожалуйста

      1

  3

Не знаю, что бы я без тебя делала

      1

  4

И в кого ты такой уродился?

      2

  5

Какие у тебя замечательные друзья!

      1

  6

Ну на кого ты похож (а)?

      2

  7

Я в твои годы!...

      2

  8

Ты моя опора и помощник (ца)

      1

  9

Ну что за друзья у тебя?

      2

 10

О чем ты только думаешь?

      2

 11

Какая (ой) ты у меня умница!

      1

 12

А, как ты считаешь, доченька(сынок)?

      1

 13

У всех дети, как дети, а ты...

      2

 14

Какая (ой) ты у меня сообразительная(ый)!

      1

                                 Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

  Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

  Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

  11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено  влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка"

Родителькое собрание. Тема :"Как воспитать толерантного ребенка"...

Презентация "Как воспитать толерантного человека?"

Чувствовать, думать, любить, как другие,Сердцем умея понять солидарность.Напрочь отбросить –"Они не такие",Этому учит нас толерантность....

Памятка "Как воспитать толерантного человека"

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ: Ø Дети учатся жизни, которой  они живут.Ø Если детей критиковать, они учатся обвинять.Ø Если дети видят враждебность, они учатся драться.Ø Если дети живут в страх...

Рекомендации для родителей: Как воспитать толерантного человека

Материал содержит рекомендации для родителей по ыоспитанию у детей толерантности. Толерантность - это путь человека хорошо знающего себя, комфотрно чувствующего себя в окружающей среде,  понимающ...

Родительское собрание на тему: "Как воспитать толерантного человека?"

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?» Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере опреде...

Родительское собрание «Как воспитать толерантного ребенка».

Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.Дошкольный  возраст - сензитивный   период для восп...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...