Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Павлова Наталья Викторовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

Многие родители полагают, что наиболее  необходимым в данном направлении развития  ребенка является знакомство цифрами и обучение  его письму, счету, складыванию и вычитанию (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

 Однако эти умения очень недолго выручают ребенка, запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению в будущем "проблем с математикой». В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.

Давайте разберемся что такое мышление и  как оно развивается в дошкольном возрасте?

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

1.наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста;

2. наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста;

3. словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. 

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает:

- формирование логических приемов мыслительной деятельности:

сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

- умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Но зачем логика маленькому дошкольнику?

По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире…»

Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В условиях детского сада существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Предлагаем Вашему вниманию игры для развития логического мышления.

Первая игра очень простая, помогает развивать не только логическое мышление, но и пополнять словарный запас вашего ребенка.

«Назови одним словом»

Ребенку предлагается назвать, одним словом несколько картинок или слов. Со временем можно усложнять варианты, идти от простого к сложному.

Варианты слов:

  • Автобус, трамвай, троллейбус – что это? - транспорт
  • Груша, яблоко, виноград – что это? - фрукты
  • Кузнечик, бабочка, комар – что это? – насекомые
  • Ручка, тетрадь, альбом – что это? – школьные принадлежности
  • Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург – что это?  -города
  • Аня, Оля, Катя – что это?  -имена девочек
  • Дождь, снег, град – что это? - осадки
  • Творог, сметана, сыр – что это? – молочные продукты

Таких вариантов слов существует множество, все зависит от Вашего воображения. Главное, чтобы ребенок научился находить у всех этих слов один обобщающий признак и называл его.

Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая ребенку  назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.

Транспорт - ….

Птицы – …..

Дикие животные -  ………..

Музыкальные инструменты - ……….

Мебель - ……………

Посуда- ………………

Следующая игра называется «Четвертый лишний»

Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.

Варианты картинок или слов:

Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).

Молоко, творог, сметана, хлеб

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

Платье, свитер, шапка, рубашка

Береза, дуб, сосна, земляника

Воробей, синица, стрекоза, ворона

Дуб, колокольчик, береза, рябина

Мяч, карандаши, кукла, машинка

 Следующая игра называется  «Аналогии»

Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов

Варианты слов:

  • Ложка - кушать, а нож- ….
  • Пила – пилить, а топор - ….
  • Тетрадь – писать, а книга - …..
  • Игла – шить, ножницы - …..
  • Кровать – спать, стул - ……

Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.

«Исправь ошибку»

  • Муха – ползает, змея – летает.
  • Пироги – варят, суп – пекут.
  • Собака мяукает, а кошка лает.
  • Лицо чистят, а зубы умывают.
  • Врач  - учит, учитель – лечит.
  • Певица танцует, а балерина – поет.
  • Ночью светло, а днем темно.

Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»

«СКОЛЬКО?»

1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?

2. Сколько времен года?

3.  Сколько дней в неделе?

4. Сколько цветов в радуге?

5. Сколько месяцев в году?

Сколько рогов у коровы?

6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?

7. Сколько ножек у стула?

8. Сколько звезд на небе?

Вопрос «ГДЕ?»

1. Где продают лекарства?

2. Где растут фрукты?

3. Где люди могут плавать зимой?

4. Где берут книги для чтения?

5. Где пекут хлеб?

6. Где смотрят спектакли?

7. Где ремонтируют часы?

8. Где люди подстригаются?

9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?

Вопрос «КОГДА?»

1. Когда на деревьях появляются листочки?

2. Когда небо темное?

 3. Когда люди ужинают?

4. Когда светит Солнце?

5. Когда начинает таять снег?

6. Когда люди завтракают?

7. Когда в доме включают свет?

8. Когда убирают урожай?

Следующая игра называется

«Разложи по порядку» или «Распутай картинки»

Детям предлагается две группы предметов, изображенных на картинке. Это могут быть «Фрукты и овощи», «Домашние и дикие животные», «Посуда и  мебель» и другие пары предметов. Картинки перемешиваются между собой, ребенку предлагается распутать картинки и разложить по группам.

Как развивать мышление ребенка без специальных упражнений?

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка. В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара. В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами. На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома. На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика. Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди. Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые. Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.
К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор»,  блоки  Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развитиясловесно - логического мышления детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

        Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

Консультация для родителей «Логическое мышление детей дошкольного возраста – что это и зачем оно?»

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического м...