Развиваем речевое дыхание
консультация на тему

Давыдова Елена Анатольевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech._dyhanie.docx183.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация   для родителейhttp://mamamozhetvse.ru/wp-content/uploads/2017/02/4-600x381.jpg

«Развиваем речевое дыхание»

                               Уважаемые родители!

       Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами.

Правильное физиологическое дыхание еще не значит правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Рассмотрим различия физиологического и речевого дыхания:

 Физиологическое (жизненное) дыхание.

                Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – пауза.

 Фазы: вдох – пауза – выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования рече-выдохов, речевой моторики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время затраченное на вдох и выдох, мерно одинаковое (4;5).

Выдох значительно длиннее выдоха или (1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).

Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?

Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.          

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Игровые упражнения, направленные на развитие

физиологического и речевого дыхания

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:

«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),

«Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),

«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев),

«Ветерок» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), «Свеча» (задувание свечи),

«Вертушка» (вращение ветряных игрушек),

«Лети, бабочка! » (приведение в движение изготовленных из цветной бумаги «бабочек») и т. д. https://i.ytimg.com/vi/i0hXLliom9M/maxresdefault.jpg

https://i.ytimg.com/vi/i0hXLliom9M/maxresdefault.jpg  http://images.ru.prom.st/247061806_w640_h640_dyhatelnaya_gimnastika.jpg

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:

пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/034f/0004f8d6-54445586/hello_html_m668710fb.jpg                           http://deti.leshii.ru/_pu/0/18245481.jpg

Параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитее правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.

• дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных и согласных, слогов, слов:

         - произношение гласных на одном выдохе: а-а-а-а….

- произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с. ш, х;

Проговаривание слогов сначала на шепоте. Затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используйте прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, затем три и т.д.

- повторение слогов с одинаковыми согласными и одинаковыми гласными: па,  па-па, па-па-па,  па-па-па-па,  пап,  пап-пап,  пап-пап-пап,  пап-пап-пап-пап,  апа,  апа-апа,  апа-апа-апа,  апа-апа-апа-апа;

- повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:  та-па,  ти-пи,  то-по,  та-па-ва,  ти-пи-ви,  то-по-во,  та-па-ва-ка,  ти-пи-ви-ки,  то-по-во-ко;

- повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу,  па-па-пу,   па-па-па-пу-пу-пу,  па-по,  па-по-пу,  па-по-пу-пы,  па-по,  па-по-па-пу,  па-по-па-пу-па-пи,  па-по-пу,  па-по-пи,  па-по-па,  па-по-пы,  па-по-па-по,  пу-пи-пи-пи,  па-пу-пу-пу,  пэ-пе-пе-пе.  

• проговаривание скороговорок и чистоговорок:

для детей 3-4 лет:

Ма-ма-ма - все я сделаю сама.

Мо-мо-мо - тебе письмо.

Мы-мы-мы - ждем зимы.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды

Для детей 5-7 лет:

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

• выразительное чтение стихотворений.

Контролируя правильность речевого дыхания малыша, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).

Играйте и развивайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр "Развиваем речевое дыхание"

подборка игр для педагогов и родителей...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Развиваем речевое дыхание".

Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, ...

Консультация для родителей "Как развивать речевое дыхание"

Консультация для родителей "Как развивать речевое дыхание"...

Консультация для родителей. "Развиваем речевое дыхание"

Консультация для родителей.  "Развиваем речевое дыхание"Не так давно многие отдыхали на море, наслаждаясь последними теплыми деньками. дети любят нырять, но делают это только в том случае, когда ...

Развиваем речевое дыхание

Многие думаю, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание и если не уделять дых...

Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание с ребёнком"

В данном материале представлена информация о развитии дыхания у ребенка в домашних условиях....

Развиваем речевое дыхание

Что такое речевое дыхание; как работать над речевым дыханием; правила выполнения дыхательных упражнений...