Консультация для родителей "Фольклор и дети"
консультация (средняя группа) по теме

Хрущева Наталья Викторовна

Хрущева Н.В.

МБДОУ «ДСКВ №116»

Родительское собрание на тему «Фольклор и дети»



Цели:

ознакомление с темой собрания: «Фольклор и дети».

расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

раскрыть значение фольклора в развитии речи ребёнка.

повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.

анализ анкет на тему «Народное искусство в жизни вашей семьи».

просмотр слайд-шоу: «Дети и фольклор».

сюрпризный момент.

Задачи:

Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Предварительная работа по подготовке к собранию:

 

Подготовить пригласительные билеты родителям и педагогам на родительское собрание в форме матрешки.

Оформить группу в стиле «Горницы».

Подготовить русский народный костюм для воспитателя.

Папка для родителей «Учите и играйте вместе с детьми»

Картотека устного народного творчества.

Предварительное анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи» (предложить проанализировать ранее заполненные родителями анкеты). Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Буклеты для родителей «Фольклор – помощник в воспитании». В буклете даны рекомендации для родителей как использовать фольклор в развитии речи.

Подготовить листочки в форме лепестков для опроса на знание жанров устного народного творчества (собрать из лепестков цветок).

Мультимедийная презентация (фото из режимных моментов с использованием малых форм фольклора).

Мультимедийная подборка иллюстраций с фольклорным содержанием для упражнения «Как помочь?»

Видео с участием детей (дети исполняют р. н. игру «Пузырь» в группе, «У медведя во бору» на улице).

Подготовка выставки книг с фольклорным содержанием и книжек-малышек, изготовленных родителями с детьми своими руками.

Подготовить медали для родителей «Знатоки русского фольклора».

Подборка русской народной музыки .

Подготовить иллюстрации потешек, небылиц, закличек на стенде, карточки с порядковыми номерами для литературной викторины «Узнай и назови».

Подготовить пословицы для литературной викторины «Закончи пословицу».

 

Заготовки матрешек из бумаги для конкурса «Игрушка своими руками».

На столе приготовить наборы для росписи матрешек (краски, кисточки, стаканчики с водой).

Подготовить консультацию для педагогов на тему «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Ход собрания

Звучит русская народная мелодия (во время прихода гостей).

 

Воспитатель (комментирует приход каждого родителя-гостя фразами):

 

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Красному гостю - красное место!

6. Гостю – почет, хозяйке – честь!

7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

8. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости рассаживаются на стульчики).

Все гости собрались.

 

Воспитатель:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Воспитатель:

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам для размышления вот такую простую и сложную тему: «Фольклор и дети». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество».

Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).

Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? Чтобы Вам было легче и интереснее вспоминать, я предлагаю Вам написать на вот этих вот лепесточках жанры устного народного творчества, которые вы сможете вспомнить. Даю Вам подсказку, количество листочков роздано неспроста, а именно столько жанров существует, сколько лепестков мы вам дали. Как напишете свои варианты, будьте добры, сложить из полученных лепестков чудесную русскую ромашку (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

1. Потешки;

2. Считалки;

3. Колыбельные песни;

4. Пестушки;

5. Прибаутки;

6. Частушки;

7. Заклички

8. Дразнилки;

9. Небылицы (перевертыши);

10. Скороговорки;

11. Пословицы;

12. Поговорки;

13. Загадки;

14. Песни игровые и хороводные;

15. Фольклорная сказка: о животных; волшебная; бытовая;

16. Приговорки.

 

Воспитатель:

Применяете ли Вы народный фольклор в общении с детьми дома?

Если да, то, какие жанры? Когда и как? (ответы родителей).

В чем ценность фольклорных произведений для детей? (ответы родителей)

Воспитатель:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

 

Литературный конкурс:

1. Упражнение «Как помочь?» (мультимедийная подборка иллюстраций с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.)

Воспитатель:

А сейчас мы узнаем на сколько часто вы читаете своим деткам книжки с фольклором и рассматриваете иллюстрации к ним.

2. «Узнай и назови» (на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываем отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка).

Воспитатель:

Как часто Вы используете в своей речи пословицы, мы узнаем из упражнения «Закончи пословицу»

3. «Закончи пословицу»

Воспитатель:

А вот сейчас все узнают, как Вы умеете доходчиво объяснить и описать любой предмет, в нашем случае это будет герой из фольклора, не называя его имени, так чтобы все смогли угадать его по описанию и назвать его.

 4.«Темная лошадка» - описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.

 Воспитатель:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. Все вы знаете , что нашу родину Россию символизирует игрушка матрешка, мы предлагаем Вам почувствовать себя исконными русскими мастерицами прикладного искусства и расписать по матрешке (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов) (Пригласить родителей к отдельно стоящему столу, где все заранее подготовлено, дать мамам время для росписи ).

Все нам здорово пришлось сегодня потрудится. Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме и на память о нашем вечере позвольте вручить Вам медали «Знатоков русского фольклора» и буклеты с рекомендациями, которые вы возьмете на столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_i_deti.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Хрущева Н.В.

МБДОУ «ДСКВ №116»

Родительское собрание на тему «Фольклор и дети»


Цели:

 ознакомление с темой собрания: «Фольклор и дети».

 расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

 раскрыть значение фольклора в развитии речи ребёнка.

 повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

 формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.

 анализ анкет на тему «Народное искусство в жизни вашей семьи».

 просмотр слайд-шоу: «Дети и фольклор».

 сюрпризный момент.

Задачи:

 Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

 Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

 Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

 Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

 Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Предварительная работа по подготовке к собранию:

 Подготовить пригласительные билеты родителям и педагогам на родительское собрание в форме матрешки.

 Оформить группу в стиле «Горницы».

 Подготовить русский народный костюм для воспитателя.

 Папка для родителей «Учите и играйте вместе с детьми»

 Картотека устного народного творчества.

 Предварительное анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи» (предложить проанализировать ранее заполненные родителями анкеты). Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

 Буклеты для родителей «Фольклор – помощник в воспитании». В буклете даны рекомендации для родителей как использовать фольклор в развитии речи.

 Подготовить листочки в форме лепестков для опроса на знание жанров устного народного творчества (собрать из лепестков цветок).

 Мультимедийная презентация (фото из режимных моментов с использованием малых форм фольклора).

 Мультимедийная подборка иллюстраций с фольклорным содержанием для упражнения «Как помочь?»

 Видео с участием детей (дети исполняют р. н. игру «Пузырь» в группе, «У медведя во бору» на улице).

 Подготовка выставки книг с фольклорным содержанием и книжек-малышек, изготовленных родителями с детьми своими руками.

 Подготовить медали для родителей «Знатоки русского фольклора».

 Подборка русской народной музыки .

 Подготовить иллюстрации потешек, небылиц, закличек на стенде, карточки с порядковыми номерами для литературной викторины «Узнай и назови».

 Подготовить пословицы для литературной викторины «Закончи пословицу».

 Заготовки матрешек из бумаги для конкурса «Игрушка своими руками».

 На столе приготовить наборы для росписи матрешек (краски, кисточки, стаканчики с водой).

 Подготовить консультацию для педагогов на тему «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Ход собрания

Звучит русская народная мелодия (во время прихода гостей).

Воспитатель (комментирует приход каждого родителя-гостя фразами):

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Красному гостю - красное место!

6. Гостю – почет, хозяйке – честь!

7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

8. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости рассаживаются на стульчики).

Все гости собрались.

Воспитатель:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Воспитатель:

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам для размышления вот такую простую и сложную тему: «Фольклор и дети». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество».

Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).

Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? Чтобы Вам было легче и интереснее вспоминать, я предлагаю Вам написать на вот этих вот лепесточках жанры устного народного творчества, которые вы сможете вспомнить. Даю Вам подсказку, количество листочков роздано неспроста, а именно столько жанров существует, сколько лепестков мы вам дали. Как напишете свои варианты, будьте добры, сложить из полученных лепестков чудесную русскую ромашку (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

1. Потешки;

2. Считалки;

3. Колыбельные песни;

4. Пестушки;

5. Прибаутки;

6. Частушки;

7. Заклички

8. Дразнилки;

9. Небылицы (перевертыши);

10. Скороговорки;

11. Пословицы;

12. Поговорки;

13. Загадки;

14. Песни игровые и хороводные;

15. Фольклорная сказка: о животных; волшебная; бытовая;

16. Приговорки.

Воспитатель:

Применяете ли Вы народный фольклор в общении с детьми дома?

Если да, то, какие жанры? Когда и как? (ответы родителей).

В чем ценность фольклорных произведений для детей? (ответы родителей)

Воспитатель:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Литературный конкурс:

1. Упражнение «Как помочь?» (мультимедийная подборка иллюстраций с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.)

Воспитатель:

А сейчас мы узнаем на сколько часто вы читаете своим деткам книжки с фольклором и рассматриваете иллюстрации к ним.

2. «Узнай и назови» (на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываем отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка).

Воспитатель:

Как часто Вы используете в своей речи пословицы, мы узнаем из упражнения «Закончи пословицу»

3. «Закончи пословицу»

Воспитатель:

А вот сейчас все узнают, как Вы умеете доходчиво объяснить и описать любой предмет, в нашем случае это будет герой из фольклора, не называя его имени, так чтобы все смогли угадать его по описанию и назвать его.

 4.«Темная лошадка» - описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.

 Воспитатель:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. Все вы знаете , что нашу родину Россию символизирует игрушка матрешка, мы предлагаем Вам почувствовать себя исконными русскими мастерицами прикладного искусства и расписать по матрешке (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов) (Пригласить родителей к отдельно стоящему столу, где все заранее подготовлено, дать мамам время для росписи ).

Все нам здорово пришлось сегодня потрудится. Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме и на память о нашем вечере позвольте вручить Вам медали «Знатоков русского фольклора» и буклеты с рекомендациями, которые вы возьмете на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».

Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...