Консультация "Как отвечать на детские вопросы?"
консультация на тему

Размолодина Марина Сергеевна

Умение точно и понятно ответить на вопрос ребенка — боль­шое искусство, которым должны овладеть родители и воспитате­ли. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. В.А.Сухомлинский писал «... под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_otvechat_na_detskie_voprosy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как отвечать на детские вопросы?»

Составлена: воспитателем МДОУ «Детский сад №91» Размолодиной М.С.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопрос возникает у него при непосредственном ознакомлении с каким-либо предметом и явлением, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда это результат собственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает разные вопросы: почему земля вертится, а я этого не чувствую? государственный — это общий? как отличить хитрость от обмана?

Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме. Малышей интересуют название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто! что! какой! когда! Например, трехлетняя Лена, впервые увидев коньки, спрашивает: «Что это? В них ходят?»

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и частного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типична последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. В более старшем возрасте количество детских вопросов начинает уменьшаться. В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад детских вопросов связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение, что задать вопрос — это значит показать свое незнание.

Умение точно и понятно ответить на вопрос ребенка — большое искусство, которым должны овладеть родители и воспитатели. В дошкольной педагогике определены основные требования, предъявляемые к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования.

Следует отметить, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка обратиться ко взрослому с вопросом.

Следующее требование — краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители начинают отвечать на сложные вопросы ребенка — о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т.д. Отвечая на такие вопросы, нужно помнить, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте, и дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, заинтересовавшем ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит объяснить ему подробнее. Не следует торопиться с подробным ответом. Помните слова А.С.Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на самом деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у дошкольника снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. В тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А.С.Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим».

Отвечая на детские вопросы, не надо стремиться к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В.А.Сухомлинский, «... под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям.

Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но важно, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, и это благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднении можно предложить дошкольнику дополнительные вопросы, которые помогут ему найти правильный ответ. Приведем в качестве примера разговор, который состоялся между отцом и дочерью. Обратите внимание на встречные вопросы, побуждающие ребенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа с шестилетней Олей рассматривают иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Папа. Вспомни: где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое — пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

 Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным — чтобы нападать было легче, а другим — чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к знанию и уточнению своих представлений. Для умелого управления мыслительной деятельностью ребенка родители сами должны обладать необходимыми знаниями. Как быть в том случае, если вы не знаете ответа на поставленный вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках по научно-популярной литературе.

Приведу еще один пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли ту, которой заинтересовался Петя. Она называлась «многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у него уважение к знаниям. Дошкольник начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, и наиболее интересный и увлекательный из них — чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей — вовлечь в них ребенка.

Так, пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники, обращая внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии помогло ему при изучении ботаники в школе.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людьми используются в нравственном воспитании дошкольников. Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? почему старших надо слушаться? почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, следует воздействовать на чувства детей, формировать у них представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих дочерей и сыновей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, также должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Дошкольники задают много вопросов, касающихся явлений общественной жизни: о космосе, войне, труде людей. Часто родители думают, что этого достаточно для поддержания интереса ребенка. Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые должны руководить этим процессом: расширять сферу интересов ребенка, заранее обдумывая, какие ему дать знания, с какими событиями его познакомить.

Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его матери и отца, какие успехи у них на производстве.

Покажите ребенку 6 — 7 лет достопримечательности родного края. Расскажите о подвигах героев Великой Отечественной войны, покажите улицы и площади своего города, названные их именами. В День Победы принесите вместе с ним к памятнику советских воинов цветы.

Проверьте, узнает ли ваш ребенок по фотографиям или иллюстрациям Ярославль, известных на всю страну людей (героев, писателей, композиторов); знаком ли он с достопримечательными местами родного города и края.

Составлена по материалам  пособия Тавберидзе В.А., Калугиной В.А. «Организация и содержание работы с родителями»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Как отвечать на детские вопросы

Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно поре...

Как отвечать на детские вопросы?

Статья размещена в родительском уголке....

"Как отвечать на детские вопросы"

Выступление:" Как отвечать на детские вопросы"...

Памятка для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы".

Вооружить родителей умениями правильно отвечать на вопросы детей....

как отвечать на детские вопросы

советы для родителей...

Как отвечать на детские вопросы

Памятка для родителей....