МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»
консультация на тему

Лагерева Анастасия Сергеевна

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.

Задачи:

- выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;

- осознание родителями особенностей психофизического развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_rebenok.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Центр ответственного родительства «Верные руки»

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Подготовила: Педагог-психолог

Лагерева Анастасия Сергеевна

п.г.т. Псебай,

 2017г.

Мастер-класс

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания»

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.

Задачи:

- выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка;

- осознание родителями особенностей психофизического развития детей.  

1.  Приветствие

Каждый участник по кругу продолжает фразу «Зона радости в моей семье – это…». После этого происходит обмен мнениями. Зона радости – это залог бесконфликтной дисциплины в семье.

2. Основная часть

Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е.О. Смирнова говорит:

«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно впервые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».

Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных  к ребенку.

Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.

Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.

Предлагаю вам  пройти групповой тест «Можно и нельзя».

                                        

Тест «Можно и нельзя»

Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.

 

Ситуации

Наказание невозможно

Наказание возможно

Ребенок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается

Родитель находится в плохом настроении

 

После выполнения теста проводится его обсуждение:

- Когда, в каких ситуациях  можно, а когда нельзя наказывать ребенка?

 В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.

Оставшаяся часть в качестве “памятки” может использоваться в работе.

 

Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности  понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

           Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

 

3. Подведение итогов работы. Рефлексия.

— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

 Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Добрый вечер уважаемые родители! Я рада видеть вас. Я хочу вам предложить с друг другом поздороваться, то есть сказать, «Здравствуйте!» с разными оттенками (Родители достают из сундучка карточку с указанным заданием и произносят, остальные отгадывают). (удовольствие, страх, дисциплинированность, удивление, упрека, достоинство, неудовольствие, иронии, безразличие, радости) Какие вы все молодцы, вы все справились со своим заданием, и проявили свои эмоции, чувства во время приветствия друг, друга. Вот этим качествам нужно научить наших детей. Я предлагаю пройти за наш стол присесть и об этом поговорить.

4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»

Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.

Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. Потренироваться в использовании этих средств коммуникации поможет следующее упражнение.

6. Игра «Горячо, утюг!»

Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.

Перед выполнением упражнения ведущий говорит о том, что зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. (Можно не подходить, а кидать мяч, озвучивая ситуацию) Например: «Ваш ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу». Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.

Проводить игру желательно в быстром темпе, называя первые пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого ответа, например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением.

СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ГОРЯЧО, УТЮГ»

Ваш ребенок

  1. Тянет руку к горячему утюгу.
  2. Пытается включить газовую плиту.
  3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
  4. Перегибается через перила на шестом этаже.
  5. Подносит ко рту рюмку с водкой.
  6. Выбегает на проезжую часть улицы.
  7. Замахивается лопаткой на злую собаку.
  8. Размахивает клюшкой перед витриной фешенебельного магазина.
  9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
  10. Открывает кран с горячей водой.
  11. Целится из рогатки в Вашего гостя.
  12. Хочет кинуть камень в экран телевизора.
  13. Сует палец в пасть злой соседской собаке.
  14. Стремительно выбегает на тонкий лед пруда.
  15. Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
  16. Пытается открыть работающую стиральную машину.
  17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
  18. Засовывает карандаш в электрическую розетку.
  19. Тянет в рот иголку.
  20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
  21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
  22. Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
  23. Хочет попробовать еду из собачьей миски.
  24. Сыплет соду вместо соли в кипящий суп.
  25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».

Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Мастер-класс для родителей "Музыка в жизни ребенка. Музыка как средство познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

Все дети в разной степени от природы музыкальны, почему же не использовать этот потенциал для речевого и познавательного развития дошкольников?Главная задача взрослых — с помощью музыки помочь м...

Мастер-класс для родителей "Играй вместе с ребенком"

Мастер-класс для родителей "Играй вместе с ребенком"...

Мастер - класс для родителей «Развиваемся вместе с ребенком в технике «Пластилинография»

повышение компетентности родителей в вопросах художественно - эстетического воспитания детей через нетрадиционные техники рисования – «пластилинография».повышение компетентности роди...

Мастер-класс для родителей на тему: «Ум ребенка на кончиках его пальцев»

Цель: Формирование  игрового взаимодействия родителей и детей. Пропаганда  педагогических знаний, основ воспитания детей дошкольного возраста  среди родителей....

Мастер - класс для родителей "Это может ваш ребенок"

О видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях...

Мастер – класс для родителей по совместному творчеству ребенка и родителя. «Весенняя поделка «Ландыш»

Мастер – класс для родителей по совместному творчеству ребенка и родителя. «Весенняя поделка «Ландыш»Данный мастер - класс можно провести на родительском собрании, как пример с...