Главные вкладки

    Консультация для родителей"Нравственно- патриотическое воспитание детей 3-4 лет"
    консультация (младшая группа) на тему

    Комарова Марина Вениаминовна

    Формировать доброжелательное отношение друг к другу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_rod.docx18.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

    младшего дошкольного возраста»

     

             Младший дошкольный возраст – важный период в социально-

    нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей

    активно формируются первые элементарные представления о хорошем и

    плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и

    сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного

    педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,

    представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот

    моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего

    нравственного развития.

          У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке,

    внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это

    обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и

    самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с

    окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей

    младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности

    в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им

    по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая

    самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и

    получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,

    выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим

    поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте

    самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более

    высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при

    выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для

    общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать

    помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,

    педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,

    вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так ,

    у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,

    благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с

    другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать,

    пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.

    Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо

    обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим

    небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,

    учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.

    Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению

    поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель

    использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-

    четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное

    отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

             Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая

    эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу

    воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно

    при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно

    эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,

    чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают

    любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

    одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к

    окружающим.

             На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей

    симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает

    ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу

    составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У

    детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в

    совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальна

    потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений,

    что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем

    воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений

    (толкнул, отнял игрушку).

             В три года стремление к общению с другими детьми становится

    особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и

    речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В

    обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями

    другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже

    хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя

    формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно

    относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,

    о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.

    В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая

    взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

             Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование

    навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют

    мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений

    способствует установлению единства между внешними формами

    культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

    Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять

    элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении

    правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие

    мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для

    сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую

    деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами

    интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение

    окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим

    (сверстникам, взрослым).

             Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о

    нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо

    развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В

    связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных

    обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот

    почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет

    часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не

    обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и

    семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также

    доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со

    взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек

    решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с

    окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к

    внеситуативным.

             В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они

    начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные

    словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность

    и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с

    окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

             Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно

    играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить

    их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей

    формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь

    растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им

    в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.

    У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления,

    но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,

    одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что

    все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи

    и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах,

    помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются

    представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать

    родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном

    возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о

    явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

             Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,

    простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной

    деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей:" Нравственно-патриотическое воспитание детей"

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

    Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

    В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы...