Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте в детском саду»
консультация по теме

Веревкина Татьяна Николаевна

«Подготовка к обучению грамоте в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Подготовка к обучению грамоте в детском саду»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи: 1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. 2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. Предварительная работа: 1. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть).

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, страна «Звуков и букв» по системе Д. Б. Эльконина, дидактические пособия для определения места звука в слове.

Демонстрационный материал: буклеты для родителей

Участники родительского собрания: воспитатели, учитель - логопед, родители.

 

План семинара: 

I. Теоретическая часть. 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

II. Практическая часть. 1. Просмотр занятия по подготовке к обучению грамоте в детском саду (по подгруппам). 2. Заключительный этап. Рефлексия.

I. Теоретическая часть.

Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это умением излагать свои мысли, понимать при прочитанном  не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит  не только его первоначальные навыки правильного чтения, а также  формирование мышления и развития речи в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих (с, з, ц), шипящих (ш,ж, щ, ч), соноров (р,л)) ;

- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- умение работать со схемой слова, предложения.

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

II. Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом. Они могут быть мягкими и твердыми, глухими и звонкими.

Дети речевой группы уже умеют отличать

- звуки от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;

- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы;

-для запоминания образа буквы мы организовываем по-разному:

написать букву в воздухе, на столе;

выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Занятие по подготовке детей к обучению грамоте.

Путешествие по стране «Звуков и букв»

- Игра «Угадай свой звук»

- Герои страны «Звуков и букв»

- Игра «Назови гласные звуки» и «Согласные твердые звуки»

- Работа в парах (с родителями и детьми). Написать буквы А, У, И, М, Н, П, Т на спине соседа,  на левой руке.

- Игра «Назови слово, начинающееся со звука А»

- Игра «Самый внимательный»

- Звуковой анализ УМ, МУ, АМУ.(синий и красный сигналы)

- Игра «Поезд» разбор звука в слове. Вначале, в конце слова(синий сигнал)

- Игра «Назови первый звук в слове»

2 подгруппа

Работа со схемой слов, слогов, предложений.

- Игра «Назови слова предметы»

- Игра «Назови слова действия»

- Игра «Найди домик» деление слов на слоги и обозначение их схемами.

- Игра «Короткие слова» и «Длинные слова»

Заключительный этап

III Заключительный этап. Рефлексия.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Желаем успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

Родительское собрание "Подготовка к обучению грамоте детей в старшем дошкольном возрасте"

Обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации....

Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....