Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сычева Елена Васильевна

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школецелями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Группа: подготовительная к школе

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школецелями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Предварительная работа:

1Подготовка пригласительных для родителей воспитанников

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Структура родительского собрания:

  1. Вступительное слово
  2. Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте»
  3. Практическая игровая часть с родителями
  4.  Проект решения собрания

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. 

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

2.Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Вопрос педагога:

-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

-Сколько гласных звуков? Назовите их.  всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом.

-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков

(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа], [йо], [йу], [йэ].

Вопрос педагога:

-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков

-Согласные звуки петь не могут, нам мешают то губы, то зубы, то язык.

-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. 

-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. 

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –

-Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером.

 Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Вопрос педагога:

- Какие согласные всегда твердые?   ([ж], [ш], [ц])

Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).

-Давайте поиграем в игру «Фонарики».

 Для данной игры у каждого родителя по три квадратика: красный, синий и зелёный.

«А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный.

А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий.

Мягкий согласный? Зелёный.

Начнём.

Звуки: [ИИ], [АА], [В'], [К], [ОО], [Л'], [ЫЫ]

Игра «Посели в домики». 

-Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

Звуко - буквенный анализ слова.

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, мы используем схемы.

Н –Р: для анализа слова мама ребёнок должен произнести его 4 раза«Мама, мАма, маМа, мамА».

1.На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.

2.Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.

3.Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.

Задание:

-Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко - буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Игра «Определи место звука»

Взрослый показывает детям предметные картинки (произносит слова, например, со звуком «и»дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующий сигнал светофора.

Буквы являются графическим символом звуков.

-Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

-В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

-Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

  • Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
  • Составление предложений по графической схеме. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
  • Составление графической схемы предложения.

Минивикторина.

Вопросы:

Задание

  1. Сколько букв в слове деньги.
  2. Сколько звуков в слове «пульт».
  3. Поделите слово парикмахерская на слоги.
  4. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
  5. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
  6. Назовите слово из 5 слогов.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.

 Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,

 «желтый» – «владею не достаточным объемом информации»,

«красный» - «не владею…»

Родителям раздаются памятки   по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...