Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Светлана Владимировна Джаджиева

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Старшая группа

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Предварительная работа:

1. Подготовка пригласительных для родителей и воспитанников.

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Структура родительского собрания:

1. Вступительное слово.

2. Ознакомление родителей с задачами курса «обучения грамоте».

3. Практическая игровая часть с родителями.

4. Проект решения собрания.

Ход собрания:

1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в освоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитика–синтетическим методом.

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы?

(33 буквы, из них 10 - гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это ь и ъ знаки.

43 звука: 37 согласных и 6 гласных)

- Какие звуки называются гласными? (Звуков гласных всего 6: а, о, у, и, э, ы.)

- Какие звуки называют согласными?

- Какие согласные звуки всегда твердые? ([ж], [ш], [ц])

- Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ'])

- Всегда глухие? ([х], [х'], [ц], [ч'], [щ'])

- Всегда звонкие, соответственно не парные: [й'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [ж].

- Что такое слог? (Часть слова.)

- Что такое предложение? (Слова, связанные между собой по смыслу.)

2. Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- определение количества звуков в слове;

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- определять место звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в детском саду.

Вопрос:

- Скажите, что такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим.)

- А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем.)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Сколько гласных звуков? (Звуков гласных всего 6: а, о, у, и, э, ы.)

Мы объясняем детям, что гласные звуки можно петь, воздух проходит свободно. Их обозначают красным цветом.

Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, ё, е (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jу], [jо], [jэ].

Вопрос:

- Какие звуки называют согласными? (Согласных 37 звуков.)

Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

Твердые звуки обозначают на схеме синим цветом, мягкие – зеленым цветом.

Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером.

Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в домике с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что

согласные звуки являются твердыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

согласные звуки являются мягкими, если за ними следуют другие гласные (е, ё, и, я, ю).

Вопрос:

- Какие согласные звуки всегда твердые? ([ж], [ш], [ц])

- Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ'])

- Давайте поиграем в игру «Фонарики»

Для данной игры у каждого ребенка по три квадратика: красный, синий, зеленый.

- Если услышите гласный звук, показываете красный квадратик.

- Если услышите твердый согласный звук, показываете синий квадратик.

- Если услышите мягкий согласный звук, показываете зеленый квадратик.

Начнем: [й'], [а], [л'], [д], [и], [х], [н'], [р], [ч'], [ж], [ш], [о].

Игра «Посели в домики»

- Скажите в какой домик вы поселите картинку?

- Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [м'], он мягкий.

- Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

- Глухой звук образуется без участия голосовых связок.

- Детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесение звонких звуков горло работает.

- Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонь прикладывают к горлу и проверяют наличие вибрации).

Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит».

- Если в начале слова вы услышите звонкий согласный – поднимите карточку с колокольчиком, если глухой – карточку, где колокольчик зачеркнут.

Слова: ракета, пила, бабочка, точка, дочка, зима, кочка почка.

Звука–буквенный анализ слова.

Чтобы ребенку было легче выполнять звукобуквенный анализ слова, мы используем схемы.

Н-Р: для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мамА».

- Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами.

Сначала предлагать произносить

Слова из двух гласных (ау, уа);

Слова из двух звуков (ум, ах, ус);

Слова из трех звуков (дым, мир);

Слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

Слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

Слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гном);

Слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

Слова из трех открытых слогов (Лариса, робота).

1) На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.

2) Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.

3) Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребенок получает звуковые схемы.

4) Выделяя на основе интонационно подчеркнутого проговаривания фонемы за фонемой, ребенок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.

5) Теперь каждый звук подпишем буквой.

Задание:

- Теперь попробуйте самостоятельно сделать звукобуквенный анализ слова РОЗА. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он может без труда овладеть навыком чтения.

Игра «Определи место звука»

- Взрослые показывают детям предметные картинки (произносит слово, например, со звуком [и], дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить на соответствующий сигнал светофора.

Стр. 44 Колесникова

«Какое слово спряталось».

- По схемам – моделям, показанным на наборном полотне или на доске, определить какие слова спрятались. (стул, стол, слон) (молоко, голова)

Буквы являются графическим символом звуков.

- Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

- В методике обучения чтению в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дистрофии в школе (Дистрофия – нарушение письменной речи.) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква»

- В ряду букв обведи в круг заданную букву

- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.д.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву

Предложение.

Предложение – слова, связанные между собой по смыслу.

- Составь предложение по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов

- Стр. 48 Колесникова

- Составь предложение по графической схеме

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

- Составление графической схемы предложения.

Минивикторина.

Вопросы:

Задание 1

1. Сколько букв в слове «деньги».

2. Сколько звуков в слове «пульт».

3. Подели слово «парикмахерская» по слогам.

4. Назови первый звук в словах: грач, щетка, яблоко, пенек, облако.

5. Назови последний звук в словах: печь, земля, столб, лень, громко.

6. Назови слово из 5 слогов.

Задание 2

Выполни звуковой анализ слова и подбери другие слова к данной схеме.

А) калина

Б) кепка

Заключение.

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.

Выберете сигнальную карточку «зеленую» - владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте, «желтый» - владею не достаточным объемом информации, «красный» - не владею…

Родителям раздаются памятки по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

Родительское собрание (младшая группа) Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание (младшая группа)Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки&r...

Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....