Консультация для родителей "Развитие речевых и не речевых навыков на занятиях по ФЭМП"
консультация на тему

Орехова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей "Развитие речевых и не речевых навыков на занятиях по ФЭМП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_l.yu_.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речевых и неречевых навыков на занятиях по ФЭМП»

     Для успешной учебы в школе важно, чтобы у ребенка был богатый словарный запас, развитый грамматический строй речи. Обогащение словаря, развитие грамматики можно успешно осуществлять на занятиях по ФЭМП.

     Как правило, у детей с нарушением речи нарушено внимание, память, они не внимательны, плохо ориентируются в пространстве. Для развития внимания и памяти можно использовать «Лексический поезд». В зависимости от лексической темы он везет разных «пассажиров»: птиц, диких и домашних животных, грибы, овощи, фрукты, геометрические фигуры, цифры. Здесь можно использовать несколько вариантов игр: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто лишний?»   Для развития внимания можно использовать игры «Найди отличия», «Найди одинаковое».

     Схемы помогут развить как зрительное внимание, так и пространственную ориентировку: круг – встать в круг, прямая линия – встать в колонну по одному, две линии – перестроиться в пары, зигзаг – идти «змейкой». Эти схемы можно использовать как физминутки на занятиях. Еще игры на развитие внимания, умение различать форму, размер фигур: «Лото ужика» Алексея Карпова, дидактические игры «Сложи из геометрических фигур», «Подбери пару», «Танграм», «Геометрические вкладыши». Игра «Найди предмет» развивает слуховое внимание и ориентировку в пространстве. Дети,  слушая команду взрослого, отсчитывают нужное количество шагов, поворачиваясь то направо, то налево. Четко выполняют задания и находят нужный предмет.

     Игры для развития слухового внимания:

«Так бывает или нет?» Примерные фразы: 5 = 5; 1 > 2; у треугольника четыре угла  и т.д.

«Ухо – нос».  По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

«Музыкальный молоточек». Задания: отстучи столько, сколько услышал; найди цифру, обозначающую такое же количество звуков.

«Круглое – квадратное». Ведущий называет предметы круглой и квадратной формы.

«Четное – нечетное». Дети слышат четное число и хлопают в ладоши.

     Игры на развитие психологических процессов:

«Сосчитай на ощупь» (пуговицы);

«Отсчитай нужное количество предметов с закрытыми глазами» (геометрические фигуры, природный материал: ракушки, шишки, каштаны, желуди).

«Надень на нитку столько сколько…»

«Чудесный мешочек». Дети находят на ощупь геометрические фигуры.

«Выложи по образцу» (счетные палочки). Задания на сообразительность, например: сделай два треугольника из пяти палочек.

Ориентировка на листе бумаги. Работа в тетрадях в клетку по карточкам. Дети отсчитывают нужное количество клеток и проводят линии.

«Зажги свет в окошке». Ориентировка на листе бумаги. (Например: 3 этаж, 2 окно справа и т.д.)

     У речевых детей скованные, неточные движения пальцев рук. Они плохо рисуют, вырезают, штрихуют, печатают буквы, плохо говорят. Это происходит из-за того, что представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка. Поэтому на каждом занятии по ФЭМП я использую пальчиковые игры и упражнения. В группе есть картотека пальчиковых игр. Можно использовать самомассаж («Покатай карандаш между ладонями»). Массажные мячики использую в играх «Живая неделя», «Назови соседей». В первом случае дети катают массажный мячик и называя друг за другом дни недели, передают мяч. Во втором также передают мячик друг другу, называя цифру, которая находится до или после названной.

«Мозаика» - выкладывание цифр.

Используем прищепки – прямой и обратный счет, развиваем мелкую моторику и закрепляем название цветов.

Ленточки – закрепляем название цветов, развиваем мелкую моторику. Кто быстрее закрутит ленточку.

Во время шнуровки закрепляем счет парами.

     Для развития образного мышления, пространственного воображения использую игровой квадрат Воскобовича. Квадрат знакомит со сложным миром геометрических фигур и закономерностей, тренирует внимание, память, особенно зрительную, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи («Сказка о чудесных превращениях квадрата»).

     Счетные палочки Х. Кюизенера позволяют одновременно развивать у детей представления о числе на основе счета и измерения, что подводит к пониманию абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности.

     Учебный мозаичный набор «Логическая мозаика» способствует развитию воображения, мелкой моторики и координации движений рук, ориентировке на плоскости. Уточняет представления ребенка о форме, цвете, размере, количестве.

     У детей с синдромом дефицита внимания, двигательной расторможенностью отмечается ускоренный темп речи, поэтому речь становится неразборчивой, даже если у них все звуки поставлены.

Для развития темпа и ритма речи используются разные упражнения во время занятия. Например: «Дождик»     Капля раз, капля два,

                         Очень медленно сперва.

                         А потом, потом, потом

                         Все бегом, бегом, бегом.

                         Мы зонты свои раскроем

                         От дождя себя укроем.        

«Карусель»   Еле, еле, еле, еле.

                         Закружились карусели.

                         А потом, потом, потом

                         Все бегом, бегом, бегом.

                         Тише, тише не шумите

                         Карусель остановите.

     Работа над  модуляцией голоса. Можно использовать как физминутку.

                          Мы бродили темным бором

                          И спросили громко  хором

                           (тихо, грозно, робко)

                          Дома ль бабушка Яга?

                          Лес ответил нам: «Ага».

     Действие счета предполагает знания детьми числового ряда и соблюдения четкой последовательности названия чисел при счете. Есть сказки, сюжет которых построен как своего рода матрешка или пирамидка: с разными персонажами происходит одно и то же, при этом каждый раз в четкой хронологической последовательности перечисляются все предшествующие события. Такие сказки очень важно рассказывать детям, так как они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. Это сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Использование сказок на занятии способствует развитию связной речи и обогащению словаря.

     Обогащение словаря на занятиях по ФЭМП происходит за счет числительных. Особое внимание уделяю закреплению противоположных по значению парных понятий больше-меньше, справа-слева, над-под, до-после, сегодня-вчера, узкий-широкий, длинный-короткий и т.д.

      Поскольку раздаточный и демонстративный материал используется в соответствии с лексической темой, обобщение и активизация словаря происходит за счет обобщающих понятий: одежда, посуда, грибы, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Очень важно, чтобы дети умели правильно согласовывать существительные с числительными. Можно использовать упражнение «Посчитай-ка». Дети передают друг другу мяч и одновременно считают от одного до 10 и обратно: 1 дятел, 2 дятла, 3 дятла, 4 дятла, 5 дятлов.

Игра «У кого сколько» Цель: учить согласовывать существительные с собирательными и порядковыми числительными. Дети открывают  картинки с изображением домашних животных и называют кто это? и сколько их? Например: пять свиней, три коровы.

Игра «Ловушка» Цель: учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными. Охотник поставил ловушку. Она захлопнулась. Кто попал в ловушку? (2 лисицы и 5 зайцев).

     На занятиях стараюсь добиваться полных ответов. Использую литературу с математическим содержанием.

«Вместе с мамой» З.М. Глушкова,

«Домашние уроки для дошкольника» А.Берлова,

«Веселая азбука» С.Маршак

«Мои первые буквы и цифры».

     Составление условия задач способствует развитию связной речи.

Речь с движением создает у детей хорошее настроение.

При решении кроссвордов закрепляем название букв и составляем слова.

     Таким образом, если разнообразить материал, использовать разные игровые методы и приемы, технологии, сюрпризные моменты, то можно успешно через ФЭМП развивать речевые и неречевые навыки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы формирования речевых навыков на занятиях по ИЗО"

На занятиях  по ИЗО  можно и нужно развивать речевые навыки....

Закрепление у детей речевых навыков на занятиях, в свободной деятельности.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся  воспитателем  во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть  примерно  с 15-ти  часов  и...

Консультация для родителей "Как не утратить речевые навыки ребёнка летом"

В консультации даны рекомендации для родителей о  том, как важно не утратить речевые навыки ребёнка за лето, подобраны игры и упражнения для закрепления полученных знаний и умений....

Развитие речевых навыков на занятиях по плаванию

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию проходит в игровой форме и непринужденно....

Консультация для педагогов "Закрепление у детей речевых навыков на занятиях, в режимных моментах"

Закрепление у детей речевых навыковна занятиях, в режимных моментахВопросами исправления недостатков речи детей в детском саду занимается прежде всего логопед.  Однако сформировать, правильную ре...