Пестушки и потешки
консультация (младшая группа) на тему

Казьмина Алена Александровна

Пестушки и потешки – жанры детского фольклора, исполняемые взрослыми или старшими детьми для малышей. По форме и манере исполнения они мало отличаются друг от друга, тем не менее это все-таки разные жанры: потешка преследует только одну главную цель – развлечь, развеселить ребенка, в то время как пестушка несет в себе отголоски древней охранительной магии, направленной на сохранение здоровья и жизни ребенка, на создание  оптимальных условий для его роста и развития, на формирование предпосылок будущей благополучной и счастливой судьбы.

Исполнение пестушек и потешек обычно связывалось с определенными действиями: поглаживанием, расчесыванием волос, обливанием водой после бани и т.п. или сопровождалось  игрой: перебиранием пальчиков, покачиванием на коленях, подбрасыванием и др.. Иногда необходимый эффект достигался посредством  внезапности, неожиданности, вызывающих мгновенный эмоциональный всплеск: действие, не связанное с предыдущим текстом (щекотка, ласковый шлепок), имитация падения («бух в яму!»), ощущение  нарастающей опасности («идет коза рогатая»). Такой прием более характерен для потешек: благополучная развязка должна была вызвать у ребенка смех, развеселить или успокоить его. Исполнялась такая потешка обычно для малышей постарше, предполагала их соучастие, сопереживание и в какой-то мере приобретала характер игры, подготавливая ребенка к новой ступени общения - играм со сверстниками без участия взрослых. Таким образом, пестушки и потешки, утратив свои магические функции, в течение долгого времени служили целям физического и эмоционального воспитания, успешной адаптации в условиях окружающей действительности.

                                            *     *     *     *     *

Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:

-         Потягунюшки, порастунюшки,

     Потолстунюшки, повертунюшки…

*     *     *     *     *

Взрослый берет ручки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:

         Ладушки, ладушки,

          Испечем оладушки.

          На окно поставим,

          Остывать заставим.

          Остынут – поедим

          И воробушкам дадим.

          А воробушки поели,

          Шу-у, полетели,

          На головку сели.

*     *     *     *     *

Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:

Сорока – ворона кашку варила,

              Деток кормила:          (перебирает пальчики, начиная с мизинца)

              Этому дала в чашке,

               Этому в плошке,

               Этому в ложке,

               Этому в поварешке,

               А этому ничего не дала:  (теребя большой палец)

               Ты дров не рубил,

               Ты воды не носил,

               Ты кашу не варил.

               Сам дров наруби,

               Сам воды наноси,

               Сам кашу свари,

               Сам кашу и ешь!

               Вот пень и              (касается ребром ладони запястья),

               Вот  колода,

                Вот холодная вода,

                Вот горячая вода,

                Вот кипяток (перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),

               А вот щекоток, щекоток, щекоток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – жанры детского фольклора, исполняемые взрослыми или старшими детьми для малышей. По форме и манере исполнения они мало отличаются друг от друга, тем не менее это все-таки разные жанры: потешка преследует только одну главную цель – развлечь, развеселить ребенка, в то время как пестушка несет в себе отголоски древней охранительной магии, направленной на сохранение здоровья и жизни ребенка, на создание  оптимальных условий для его роста и развития, на формирование предпосылок будущей благополучной и счастливой судьбы.

Исполнение пестушек и потешек обычно связывалось с определенными действиями: поглаживанием, расчесыванием волос, обливанием водой после бани и т.п. или сопровождалось  игрой: перебиранием пальчиков, покачиванием на коленях, подбрасыванием и др.. Иногда необходимый эффект достигался посредством  внезапности, неожиданности, вызывающих мгновенный эмоциональный всплеск: действие, не связанное с предыдущим текстом (щекотка, ласковый шлепок), имитация падения («бух в яму!»), ощущение  нарастающей опасности («идет коза рогатая»). Такой прием более характерен для потешек: благополучная развязка должна была вызвать у ребенка смех, развеселить или успокоить его. Исполнялась такая потешка обычно для малышей постарше, предполагала их соучастие, сопереживание и в какой-то мере приобретала характер игры, подготавливая ребенка к новой ступени общения - играм со сверстниками без участия взрослых. Таким образом, пестушки и потешки, утратив свои магические функции, в течение долгого времени служили целям физического и эмоционального воспитания, успешной адаптации в условиях окружающей действительности.

                                            *     *     *     *     *

Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:

-         Потягунюшки, порастунюшки,

     Потолстунюшки, повертунюшки…

*     *     *     *     *

Взрослый берет ручки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:

         Ладушки, ладушки,

          Испечем оладушки.

          На окно поставим,

          Остывать заставим.

          Остынут – поедим

          И воробушкам дадим.

          А воробушки поели,

          Шу-у, полетели,

          На головку сели.

*     *     *     *     *

Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:

Сорока – ворона кашку варила,

              Деток кормила:          (перебирает пальчики, начиная с мизинца)

              Этому дала в чашке,

               Этому в плошке,

               Этому в ложке,

               Этому в поварешке,

               А этому ничего не дала:  (теребя большой палец)

               Ты дров не рубил,

               Ты воды не носил,

               Ты кашу не варил.

               Сам дров наруби,

               Сам воды наноси,

               Сам кашу свари,

               Сам кашу и ешь!

               Вот пень и              (касается ребром ладони запястья),

               Вот  колода,

                Вот холодная вода,

                Вот горячая вода,

                Вот кипяток (перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),

               А вот щекоток, щекоток, щекоток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потешки и пестушки

Потешки и пестушкиУважаемые мамы и папы! Когда появляется долгожданный ребенок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общени...

статья "Пестушки и потешки для самых маленьких"

как использовать народное творчество с детьми раннего возраста...

Музыкальная песенка Потешки-Пестушки - Мишка косолапый по лесу идёт...(дополнение к конспекту Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС).

Музыкальное сопровождение. Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС. «Отрывок из стихотворения З. Александро...

пестушки и потешки

старинные пестушки и потешки для детей старшего дошкольного возраста...

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки...

Пестушки и потешки для детей раннего возраста.

Использование произведений русского фольклора как возможность развития познавательно-речевого интереса детей младшего возраста....