Главные вкладки

    Родительское собрание «Растим детей любознательными»
    материал (старшая группа) на тему

    Глебова Анна Сергеевна

    старшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл glebova.docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий родительского собрания

    «Растим детей любознательными»

    Цели:

     Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность;

    ​ Заинтересовать родителей играми и предложить советы по использованию игровых математических заданий дома.

    Форма проведения: Круглый стол.

    План проведения:

    *Вступительная часть собрания.

    * Решение педагогических ситуаций.

    * Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».

    * Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы (математические игры дома).

    *Подведение итогов собрания. Принятие решений.

    Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен; столы расставлены полукругом; на столах памятки.

    Вступительная часть собрания

    -Добрый вечер, уважаемые родители!

    В семейном кругу мы с вами растем

    Основа основ – родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои,

    И в жизнь ты входишь из семьи.

    Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

    Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

             Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: почему? что это? для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

    Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

    «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …

    Любопытство: мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

    Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

    Ведущий:

    Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей)

    Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

    Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

    Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

    К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

    Обсуждение вопросов.

    Решение педагогических ситуаций.

    Ведущий:

    Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

    Вопросы:

    1.​ Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

    2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

    3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

    4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

    5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

    Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

    Ведущий:

    У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

    Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

    Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

    Мы обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы. А начнем мы с математики. Послушайте наши советы и попытайтесь вовлечь ваших детей в эти игры.

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

    Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

    Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

    Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

    Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

    Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

    Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

    Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и, не обязательно свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

    Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

    Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

    По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще -тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий(шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще - тоньше(колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

    Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

    Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

    Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

    Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

    Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

    Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Когда игрушка найдена, ребенок рассказывает, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

    Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

    Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

    В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

    Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

    Ведущий:

    - Наши дети выросли и стали на год взрослее. Они переходят в старшую группу детского сада!

    Игра с бубном «Пожелания для детей»

    (родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен)

    «Ты катись весёлый бубен,

    Быстро, быстро по рукам.

    У кого весёлый бубен,

    Тот пожелание скажет нам»

    Пожалуйста, подумайте:

    Что можно сделать для наших детей?

    Обсуждение.

    -Спасибо за ваше внимание, надеемся, наше сотрудничество будет эффективным!

    Приложение

    Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

    Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

    Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

    Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

    Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

    Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

    В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.

    Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

    Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Растим детей здоровыми, крепкими. жизнерадостными"

    Обеспечение плодотворного взаимодействия родителей с педагогами ДОУ...

    родительское собрание "Растим детей здоровыми"

    конспект родительского собрания   по  физическому развитию детей раннего возраста...

    Родительское собрание «Растим детей здоровыми»

    Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, формированию знаний о здоровье человека, мотивации на его сохранение, является взаимодейс...

    Родительское собрание "Растим детей здоровыми"

    Родительское собрание, презентация...

    Родительское собрание "Растим детей здоровыми"

    Родительское собрание, презентация...

    Родительское собрание «Растим детей любознательными».

    Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления....