"Дом, в котором живет малыш"
консультация (старшая группа) на тему

Янышева Русиля Равильевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация57.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

             «Дерево без корней не растет»--эти мудрые слова в последнее время  стали особенно актуальными для наших соотечественников. Люди вдруг вспомнили, что они являются наследниками давно ушедших поколений, и хорошо бы детям знать имена своих предков, а заодно и их деяния.

           Знакомить ребенка со своей родословной рекомендуют  уже в дошкольном возрасте. Не совсем понятно, правда, как это делать.

            Психологи говорят, что детские рисунки глубоко символичны и являются не художественным образом, а мировоззренческим деянием. Ребенок рисует не натуральный мир, а свое понимание того, как этот мир устроен.

            Вспомните детские рисунки—на них почти никогда не бывает деревьев с корнями. Дерево, как и человечки, располагаются на твердом основании—на черте черного или коричного цвета, обозначающей землю. А сверху все это ограничено линией  неба. (С линиями взрослые тщетно борются, исходя из своих представлений об эстетике, перспективе и горизонте).

             Стоит дерево крепко, прямо и напоминает собой то ли ракету, то ли скалу. Веточки этого дерева плохо ветвятся и топорщатся, как иглы дикобраза. Зато каким ощущением прочности веет от него! У этого дерева на детском рисунке есть вполне определенная функция—быть опорой мира. И ее оно успехом выполняет.

             Дерево не растет, а стоит. Оно, как и сам ребенок, существует вне всякого времени. И уж тем более вне исторического времени.

            Поэтому образ родового древа ничего ребенку не говорит.

            Есть два способа предложить ребенку панораму своей семьи.  Первый—нарисовать ему Дом в несколько этажей и окошек. Надо только не забывать, что у Дома должна быть треугольная крыша и труба. Неважно, если ничего подобного не существует в реальности. Так положено по законам детского мира.  Тогда на чердаке, в единственном окошке под крышей, ближе всего к небу и к солнцу, похожему на паучка, поселится сам ребенок. На следующем этаже разместятся мама и папа, братики и сестрички. Окошек будет столько, сколько в наличии самых близких членов семьи. Следующий этаж—для бабушек и дедушек.  Окошки здесь со ставенками. Если кого-то из родных уже нет живых, ставенки можно держать закрытыми. И так дальше вниз, в зависимости от сохранности семейного архива и возможности родителей восстановить свою родословную.

            Дом—типичный сюжет детского рисунка. Заселить его—задача психологически понятная и оправданная. Ребенок сделает это с радостью. И все его родные окажутся у него перед глазами на правах, принадлежащих миру. Миру как Дому.

             Второй способ восходит к старой дворянской традиции портретной картинной галереи. Все именитые  (и не очень) предки ребенка в  парадных туалетах, в орденах и драгоценностях красовались на стенах анфилады комнат, которые нужно было миновать ребенку по несколько раз в день, чтобы спуститься к обеду или пройти в классную комнату. Эта череда портретов и была той числовой осью, вдоль которой приходилось двигаться малышу в буквальном смысле слова. История рода была пространственно обозначена, была линией движения.

             Конечно, мало кто из нас может похвастаться наличием анфилады. Но даже при скромных квартирных условиях можно попробовать устроить дома картинную галерею из старых  фамильных фотографий. Благо, сейчас есть возможности для их реставрации.

             И, возможно, прослеживая  взглядом вереницу портретов, ребенок впервые ощутит движение времени. Или его скачки?..

Консультация для родителей.

« Дом, в котором живет малыш».

Составила: Янышева Р.Р.

 

 

Консультация для родителей.

«Строим дом, дом большой».

Составила: Янышева Р.Р.

 

               Один знаменитый философ задал студентам вопрос:

--За что сожгли Джордано Бруно?

--За истину, -- последовал ответ.

                Истина состояла в том, что, пока Земля была центром мира и небо покрывало ее своим куполом, она служила людям домом. Джордано Бруно лишил человечество крыши над головой,  и оно не пожелало простить ему своей бездомности…

             

              Разглядывая рисунки городского малыша, невозможно лишний раз не задуматься, откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, эти малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми вензелями дыма, бодро устремляющимися к голубой полоске неба? Конечно, именно так рисует его лучший друг в детском саду. Но ведь и мы сами рисовали подобные домики, и научили нас этому наши мамы и бабушки. Бытующий стереотип или нечто большее?

              Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он безошибочно ответит: на глаза.  В старину глаз называли  око. Ведь правда, созвучно со словом  окно? На что похожа крыша?  Конечно, на шляпу, на шапку. А  купола древнерусских церквей—на богатырские шлемы. Покрывать голову, носить головные уборы было в обычае у предков разных народов. А еще крыша дома напоминала небо.  В загадках небо называли голубым платком—платком, покрывающим землю…

              Многие психологи предполагают, что подобный образ домика воспроизводит глубинные, подсознательные представления людей об устройстве мира и самого человека.

              Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.

        …И куда это он опять запропастился? Сидел бы  себе на видном месте да играл в игрушки. Так нет же! Все норовит в какой- нибудь угол забиться. И хорошо, если у угол. Вчера вот в шкафу спрятался. А неделю назад такое учудил,  что слов нет. Был—был  и вдруг исчез! Обыскались, всю квартиру с ног на голову перевернули, бабушка чуть рассудка не лишилась. А он, оказывается забрался в коробку из-под нового телевизора и заснул там!... ну как кошка наша.  Все в укромный уголок спрятаться норовит. Нору, что ли, себе ищет?...

             Вот именно, нору. Лучше сказать, норку. Свою собственную, куда посторонним вход запрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой, укрывшись от досужего мира, от приставаний взрослых…  возможно, уединение нужно ему всего на  пять-десять минут—потом  он снова готов быть на виду, даже рад этому. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время просто необходимо. Психологи называют такое место  «нишей   покоя».  Надо позаботиться о том, чтобы  «норка» у ребенка была.

               Самый простой вариант—это два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится своеобразный «шалаш». В него можно прятаться с восторженным «Я в домике!»,  а если выслать пол чем-нибудь мягким, можно даже и прилечь ненадолго, свернувшись калачиком и мурлыкая.    

 Другой несложный вариант—устроить «домик»  под столом.  

               Уютные замкнутые  «уголки» часто бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр—фантазий. С их помощью создается совершенно особое пространство—пространство превращений.  У такого «домика» появляется еще и дополнительное назначение—служить тайничком.  Сами дети стремятся устроить их где-нибудь  за «границей реального мира.  Например, в шкафу.  Шкаф похож на дом без окон. Вспомните «Щелкунчика» или «Хроники Нарнии»: дверцы шкафа оказываются  входом в иной мир

              Если вы не готовы пожертвовать шкафом ради развития внутренней жизни сына или  дочери,  возможны и другие варианты.  В знаменитой семье  Никитиных, например, родители устраивали для своих детей  «гнездо» на дереве во дворе своего дома.

           Но представим себе  ситуацию, что вы, глубоко проникнувшись идеей ниши покоя, решили соорудить ребенку прекрасный домик из диванных подушек. Ребенок с восторгом принял ваше предложение и самым активным образом участвовал в « строительстве».  Каково же было разочарование, когда выяснилось, что дом—не функционален!  Ребенок не желает сидеть в нем больше пяти минут, и строить ему гораздо интереснее, чем  «мечтать».            

Что тут делать внимательному и образованному родителю? Радоваться! «Домостроительство» играет серьезнейшую роль в развитии  ребенка , в том числе в формировании его пространственных представлений. Освоение и преобразование пространства древним человеком началось со строительства жилищ. Поэтому всеми силами поощряйте строительную деятельность своего малыша.

            Кроме уже описанных предметов, которые можно использовать при строительстве, неоценимую помощь могут оказать картонные коробки.  Большая коробка неудержимо провоцирует ребенка залезть в нее. Это уже почти готовый дом. Остается только надстроить крышу и прорезать  окошки. Если вы хотите  превратить строительство в развивающее занятие, расскажите ребенку про ставни, про наличники, про украшение конька крыши. Можно красить , резать, клеить: все  зависит от вашей с ребенком фантазии, наличия материалов и времени.

На следующем этапе ребенок может строить дом не для себя, а для кукол. (Возможно появление и подсобных построек в виде гаражей.) надо заметить, что дом для Барби не пойдет ни в какое сравнение  с картонными домиками.  Во-первых, их может быть столько, сколько захочется  (или сколько хватит сил сделать). Во-вторых, они могут быть одноэтажными, двухэтажными, трехэтажными и т.д.  в-третьих, изнутри их можно выклеить настоящими обоями тканями.  При желании туда помещаются (укрепляются при помощи папы, дедушки или старшего брата) зеркала, ковровые дорожки  многое другое.  Наконец, из этих домиков можно составить целый город. А это уже новый масштаб деятельности. От работы с привычными кубиками город картонных коробок отличается своей полифункциональностью: действие тут происходит и снаружи, и внутри домов.

           Ну, а высшим пилотажем является сооружение сказочных декораций. Тут возможны и разные формы крыш, и шпили, и флюгера, и колонны. Это уже уровень серьезного моделирования.

            С  древнейших времен дом был центром мира и первичной меткой пространства, деля его на две неравнозначные части: обжитое и необжитое, свое и чужое.

Поэтому нет ничего удивительного, что дом, точнее его рисунок, поможет нам дать ребенку первые представления о…  карте.

Вопрос о том, с какого возраста можно и нужно знакомить ребенка с картой, что он запомнит механически, а что поймет, решится сам собой, если только начать не с карты реального мира, а с карты мира придуманного, фантастического. По одной простой причине: у такого мира, в отличие от настоящего, есть центр—дом ребенка или его персонажа.  С него-то и начинается  рисование.

Вот дом. Вокруг дома—сад. За садом—дорога, ведущая в горы. А за горами—море. Море окружает остров, на котором стоит дом. (Разве не ясно с самого начала, что дом стоит на острове? Мир должен расходиться от дома концентрическими кругами.)  Вот здесь еще острова. Расстояния между островами—проливы. На этом острове живет, к примеру, лучший друг. А на этом—страшный людоед, с которым нужно воевать. И т.д. и т.п.

Конечно, здесь нет масштаба. Но сколько новых понятий, значков-обозначений, работы воображения в процессе придумывания  «географических» названий!

Можно к тому же познакомить ребенка с направлениями света и научить  ориентировать карту в соответствии со значками  С, Ю, В, З, научить его указывать течения и удобные бухты для причала кораблей.

            И тогда настоящая, «взрослая» карта некоторое время спустя, будет для него живой и узнаваемой. Он придет к ней по дороге  от своего дома…

 

Консультация для родителей.

«О ЛЕВОРУКИХ  ДЕТЯХ».

Составила: Янышева Р.Р.

 

-------  Стасик! Возьми ложку в правую руку! Ешь правой рукой, кому говорю! И как ты писать в школе будешь?!

Я  бы вложила это заботливое негодование в уста бабушки. Бабушка—существа всегда тревожно любящие и всегда вынужденные вести игру на поражение с нерадивыми родителями. Но мама малыша где-то читала, что переучивать ребенка с левой руки на правую вредно. Вдруг он левша?

Что здесь правда, а что—миф? И как нужно заниматься с ребенком, если он левша?

В утешение всем скажу, что толком никто этого не знает. Дети—левши действительно представляют для учителя начальных классов определенную сложность. И все-таки переучивать их не следует. Вот почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

Сценарий праздника в средней группе на 8 марта " Карлсон ,который живет на крыше"

Очень веселый праздник для детей средней группы,материал весь доступный возрасту....

«Проект, который живет своей жизнью».

В подготовительной группе детского сада  родился проект: «Знакомство со странами и национальностями»....

"Карлсон, который живет на крыше и сосульки, которые с нее свисают".

Конспект интнгрированной НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...

Ознакомление с главами повести Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"

Цель занятия: Приобщение детей к чтению лучших произведений мировой детской литературы. Задачи занятия: 1. Ознакомление детей с новым произведением; 2. Формировать умение слушать художественно...

Ознакомление с главами повести Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Приобщение детей к чтению лучших произведений мировой детской литературы...