Развитие чувства ритма у ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Терина Надежда Ивановна

игры-упражнения с детьми дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие чувства ритма у ребёнка29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у ребёнка

Понять природу музыкального ритма человек пытается, наверное, с того момента, как осознал самого себя. Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении, придающая ему неповторимый облик называется музыкальным ритмом. 

Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир, как своего рода огромный вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1-2-3-4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, т.е. истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Ритм и музыка - фундаментальные понятия и основа мироздания. Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Классические ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 соответствуют жизненным процессам, восстановлению порядка, развитию. 

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, то у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего, поэтому чувство ритма нужно развивать, как можно раньше. Это могут быть речевые и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Дома с детьми продолжайте развивать ритм. Вот для вас несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма:

1. Игра: «Здравствуйте, ладошки»:
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!

Дети будут вам подражать с удовольствием, а затем перейдёт эта игра в самостоятельную деятельность ребёнка

2. Игра:
Простучать любой стишок Агнии Барто, например: "Я люблю свою лошадку", передавая ритм каждой строчки..

3. Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

4. Игра с ритмом под песенку любую, знакомую ребёнку, например: поём песенку "В траве сидел кузнечик" и отхлопываем ритм. сначала четвертными, затем восьмыми.

Вскоре, при частых занятиях, вы заметите, как ваш ребёнок полюбит подобные игры и научится легко распознавать и повторять различные ритмические рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.

Статья для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка

Упражнения, которрые развивают римический слух ребенка...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Ритм. Ритмические схемы. Развитие чувства ритма

Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, что является шагом к развитию фонематического восприятия.  Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно б...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ» Для детей 5 – 7 лет

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ»Цель игры: Развитие у детей чувства ритма и памяти.Правила игры : игрокам показывают карточки с изображением символов зи...