Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.
статья

Осмоловская Наталья Дмитриевна

Статья для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.

Осмоловская Наталья Дмитриевна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №15 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга

Задачей музыкального воспитания в детском саду на современном этапе является развитие личности ребёнка средствами музыкального искусства. Музыка – это универсальное, самое тонкое и самое сильное средство воспитания, интегративное, синтетическое искусство. Средствами музыки можно развивать практически все  предусмотренные программой качества личности ребёнка.  И очень важно, что именно на музыкальных занятиях открывается возможность делать это эффективно, и, что немаловажно для детей дошкольного возраста – весело!

Особенности музыкального развития дошкольников изучались с первых лет становления советской системы дошкольного воспитания. Первой специальной работой по дошкольному музыкальному воспитанию была книга В.Н. Шацкой «Музыка в детском саду». Она содержит большой конкретный материал с  методическими рекомендациями, среди которых есть и содержание занятий ритмикой в детском саду в целях развития у детей чувства ритма. Дальнейшее развитие данная тема получила в работах Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Н.А. Метлова, М.А. Румер «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях». Особый интерес представляет  научная работа Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей», в которой отмечено: « Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чемритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях». Учёные и педагоги Н.А. Александрова, Е.В. Конорова, В.А.Гринер  разработали  систему музыкально – ритмического воспитания, со специальными ритмическими упражнениями, играми, танцами.  Исследования о возможностях использования движений в дошкольной педагогике проводили Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман.  Их ценные выводы и рекомендации используются до настоящего времени.

Музыкальным руководителям хорошо знаком сборник «Музыка и движение» в 3-з выпусках, сост. С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина, в котором содержится подбор игр, плясок и упражнений для всех возрастных групп детского сада. Талантливые современные педагоги  разрабатывают и внедряют в практику работы программы и методические пособия, в которых важная роль отводится развитию ритмического чувства. Это программы Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Карла Орфа», А.Н.Бурениной  «Ритмическая мозаика»,  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Праздник каждый день», методические пособия Г.П.Фёдоровой «Поиграем, потанцуем», «Играем, танцуем, поём», «Весенний бал», «Танцы для мальчиков», Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и др. Использование на занятиях с детьми игровых и сказочных сюжетов, предлагаемых в вышеназванных изданиях, помогают сделать музыкально-ритмическую деятельность детей интересной и увлекательной.

На определённом этапе своей педагогической деятельности я почувствовала необходимость  применения нестандартных подходов к развитию чувства ритма у своих воспитанников. В данной статье я хочу предложить коллегам варианты решения данной проблемы.

Известно, что существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельности и поведением. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития способности ощущать, чувствовать ритм. 

Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, танец, музицирование, музыкальная игра. Сходство звуковых характеристик речи и музыки открывает большие возможности для использования музыки в развитии речи ребёнка.

В музыкально-психологических исследованиях Б. М. Теплова есть данные об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей, и сделан вывод, что в целом, чувство ритма является важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей.

Метроритм является главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

В научной литературе указывается, что сложная структура чувства ритма формируется  в онтогенезе не сразу как целостная система, а покомпонентно.

Первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуков. Интересно, что сначала дети овладевают эталоном быстрого темпа, затем – среднего, и значительно позже – медленного.

Второй появляется способность к восприятию-воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Процесс усвоения эталонов тактового метра идет от двудольного к четырех- , а затем трехдольным метрам.

Способность к восприятию-воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка, появляется последней.

Процесс усвоения детьми эталонов ритмического рисунка начинается с усвоения чередования одинаковых длительностей. Затем усваивается чередование различных длительностей: сначала элементарных квадратных, потом элементарных неквадратных ритмических рисунков. Позднее в той же последовательности происходит усвоение усложненных вариантов этих ритмических структур.

Музыкальные педагоги Н.А.Ветлугина, Н.А.Метлов, И.Л. Дзержинская  рекомендуют  заниматься развитием чувства ритма  с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети с увлечением овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работу по развитию чувства ритма нужно проводить в процессе овладения детьми различными видами деятельности на физкультурных занятиях, занятиях по рисованию, аппликации, но прежде всего – в совместной музыкальной деятельности, которую очень любят все дошкольники

Для согласования действий в решении этой непростой задачи важным моментом является обучение педагогов на консультациях и семинарах, рекомендации воспитателям и специалистам детского сада по использованию музыкального репертуара в педагогическом процессе. Например, ознакомительные консультации на темы:

«Развитие ритмической способности у детей»,

«Развитие музыкальных способностей детей в музыкально – ритмических движениях»,

«Совершенствование психомоторных способностей»,

«Обогащение детей музыкальными впечатлениями, накопление слушательского опыта»,

«Приобщение детей к творчеству»,

«Как развивать чувство ритма у детей».

 Семинары  и практические занятия по  разучиванию музыкального репертуара на темы:

«Музыкально-дидактические игры для детей 5-7 лет»,

«Музыка в повседневной жизни детского сада»,

 «Играем пальчиками» (с использование  музыкальных пальчиковых игр Гусевой Л.Б., Картушиной М.Ю., Гавришевой Л.Б.) и др.

         Существенно повышает эффективность работы оформление картотек пальчиковой гимнастики, потешек, считалок, изготовление музыкально-дидактических игр,  совместное составление консультаций для родителей, разработка конспектов тематических занятий и перспективного планирования.

Другим важным  условием реализации задачи является  грамотно организованная предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповых помещениях.

Для того чтобы каждый ребёнок умел самостоятельно творчески использовать свои знания и умения в повседневной жизни, следует придерживаться следующих этапов работы:

  • Заинтересовать детей.
  • Прослушать произведение.
  • Наглядно показать отдельные приёмы выполнения задания.
  • Разучить, применяя принцип вариативности заданий.
  • Закрепить умения в совместной деятельности.

Правильно организованная ритмическая  деятельность обогащает восприятие детей, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляют детям ритмические упражнения и игры, благотворно действует на их общее развитие. Таким образом, значение ритмической деятельности выходит далеко за пределы только музыкального и эстетического воспитания, и развитию чувства ритма необходимо уделять серьёзное внимание в каждом дошкольном учреждении.

Список использованной литературы  

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка,- М., 1968.
  2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985. – Т 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Развитие чувства ритма у ребёнка

игры-упражнения с детьми дома...

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....