Родительская встреча «Я сам» (старшая и подготовительная группа)
методическая разработка на тему

Филиппова Антонина Владимировна

Цель:  повышение  педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания  самостоятельности у детей дошкольного возраста

1.  Раскрыть  понятие  «Самостоятельность»,  «инициативность».

2.  Заинтересовать родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у детей:  осознании роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации, стремление понять мотивы  поступков ребенка, поддержать его интересы, стимулировать самостоятельность ребенка в разных видах деятельности.

3.  Развивать чувство единства, сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskaya_vstrecha_ya_sam.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская встреча

«Я  сам»

(старшая и подготовительная группа)

 Воспитатели:

Филиппова Антонина Владимировна, 1 КК

Шашкова Елена Петровна, 1 КК

Цель:  повышение  педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания  самостоятельности у детей дошкольного возраста

  1. Раскрыть  понятие  «Самостоятельность»,  «инициативность».
  2. Заинтересовать родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у детей:  осознании роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации, стремление понять мотивы  поступков ребенка, поддержать его интересы, стимулировать самостоятельность ребенка в разных видах деятельности.
  3. Развивать чувство единства, сплоченности.

 

План подготовки и проведения:

  1. Оформление фото - стенда на тему «Я сам».
  2. Памятка «Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
    Оборудование:
  1. Проектор
  2. Таблички и Фишки 2- х цветов
  3. Ручки, 2 маркера.
  4. Чистые листы
  5. Воздушные  шары с листами-вопросами внутри;
  6. Презентационный материал с  видеозаписью «Блиц – опроса» среди детей «Что такое самостоятельность»
  7. Бланки  с тестом ««Я и мой ребенок»
  8. Клубок ниток.

 

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход:

Организационный        момент:

Игра. Приветствие. Родители по очереди в кругу. Приветствуют друг друга (любым способом) со словами: «Мой ребенок может  самостоятельно…….»

 Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.

Итак, как вы наверно уже поняли,  речь сегодня пойдет о — воспитание у наших  детей    самостоятельности»  и назовем нашу  встречу «Я сам».

Жеребьёвка: Предлагаю вам взять карточку и занять место за столом соответствующего цвета. (Родители распределяются на команды по 2 цветам).

На нашей встрече существуют правила, которые мы должны соблюдать.

Правила:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.

1 этап: «Разминка». Придумать название команды (записать на табличках), выбрать капитанов. Название команды должно связано с понятием самостоятельность Время 3 минуты.

Ведущий:  Я хочу процитировать высказывание  замечательных людей - педагогов.

Януш  Корчак: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». 

Мария Монтессори:  «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен»

Самостоятельность – это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?  Почему наши дети несамостоятельны?  На эти и другие вопросы мы постараемся вместе сообща ответить.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

В Конституции Российской Федерации,   в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», в Федеральном государственном образовательном стандарте (на который мы опираемся при построении педагогической деятельности) и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

2 этап: «Обсуждение»
Каждой команде надо раскрыть понятие «самостоятельность», что входит в это понятие по вашему мнению. Время 3 минуты.

Ведущий: А теперь мы предлагаем ознакомиться  с мнением ваших детей. Мы провели блиц – опрос среди детей разных возрастных групп и получили следующие ответы.

Просмотр  видеофильма.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

•        умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

•        умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

•        умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

•        умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

•        умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

•        умение переносить известные способы действий в новые условия.

3 этап:   «Конкурс капитанов». Время 5 минут.

Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.

1 шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным и в чем?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

4 этап: «Разберемся в ситуации». Время 5 минут.
Разбор ситуаций.

1. «Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сам! Сам! Сам!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
— Что Ваш ребенок делает сам?

2. «Алеше четвертый год, для своего возраста   совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, убрать за собой игрушки. Если ему напоминают, что надо сделать самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»

 Однажды дома, увидев, что папа прибивает гвоздь, налаживая табурет, проявил желание помочь папе и самому забить гвоздь. Папа отвечает «Не мешай! Это опасно, ударишь себе по пальцу, будешь ныть. Ты шнурки завязывать не умеешь а за молоток хватаешься…..».

Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

  •  Как надо поступать?

Ведущий: Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм.

Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех. Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную свободу», а, может быть, «запрет».

5 этап: «Запрещаем — разрешаем». Время 5 минут.Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» — это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» — действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» — действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Полученные результаты анализируются.

Ведущий:  Вот мы и на финише нашей встречи.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

 Мы хотим  вам предложить тест, по результатам которого вы сами сделаете вывод относительно проблем воспитания детей.

Тест «Я и мой ребенок»

Игра «Клубок»

Родители встают в круг.

Мы нашу встречу начали  с приветствий друг друга, и я предлагаю закончить нашу встречу  пожеланием друг  другу. У меня клубок, надо надеть нитку на палец и со словами «Чтобы наши дети были самостоятельными мы должны……..» и передать клубок напротив стоящему.  Обратите внимание, мы связаны одной нитью, одной целью – это воспитание активного, инициативного, самостоятельного человека и только вместе, в сотрудничестве мы это сможем сделать.

Спасибо вам за активное участие!

Литература

1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.

Интернет – ресурсы:        

1. Сайт «Все для детского сада» - статья «Развитие у детей инициативы самостоятельности и ответственности»: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2831.html 

2. Сайт первый психологический портал г. Пятигорска – статья «Развитие самостоятельности у дошкольников»: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/razvitie-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov.html 

3. Интернет-журнал для педагогов «Планета Детства» - статья «Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/vliyanie-detsko-roditelskix-otnoshenij-na-razvitie-samostoyatelnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html   

Тесты для родителей

«Я и мой ребенок»

Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы     

Ответы

Можете ли Вы

Могу и всегда так   поступаю

Могу, но не всегда так поступаю    

Не могу

1. В любой момент оставить свои все дела и заняться ребенком?                                                                                                                                          

А    

Б  

В

2. Посоветоваться с ребенком, не                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                взирая на его возраст?

А                                                                                                                                                                                                                        

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            совершенной по отношению к нему?

А  

Б      

В

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

А  

Б  

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из   себя?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

А  

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?  

А    

Б      

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 случай из детства, представляющий

Вас в невыгодном свете?

А    

Б    

В

9. Всегда воздерживаться от

употребления слов и выражений,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    его желание за хорошее поведение?

А  

Б

В

11. Выделить ребенку один день,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           когда он может делать что хочет и

вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б  

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок  ударил, грубо толкнул или                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б    

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Итого:

Ключ к тесту.

Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» в 2 очка. Ответ «В» в 1 очко.

От 30 до 39 очков. Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Памятка
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

1. Побуждать детей к самостоятельному получению знаний и навыков.

2. Создавать мотивацию, направленную на активное использование полученных и имевшихся знаний и навыков и главную мотивацию развития самостоятельности — чувство удовлетворения за собственные успешные самостоятельные действия.

3. Вызывать интерес к самостоятельным действиям, закреплять удовлетворение от полученных результатов, помочь почувствовать «вкус» от успешных самостоятельных действий. Реже использовать порицание, чаще — похвалу, но похвалу заслуженную.

4. Создавать условия, при которых будет возникать желание преодолевать препятствия, доводить дело до конца, не бросая решение текущих задач «на пол-пути».

5. Регулярно менять сферы приложения навыков самостоятельности, тем самым постепенно расширять сферу приложения самостоятельности детей, менять методы и формы обучения. Разъяснять его успехи, перспективы, показывать, насколько он преуспел в решении самых разных задач.

6. Использовать простые и доступные способы воспитания самостоятельности: детская вешалка для одежды, индивидуальные места для детского полотенца, зубной щетки и т.д.

7. Быть примером для подражания.        

Памятка для родителей:

  1.  Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  2.  Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  3.  Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
  4.  Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  5.  Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  6.  Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  7.  В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  8.  Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  9.  Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей ...

Родительское собрание для старшей или подготовительной группы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Собрание, которое поможет определить перспективы работы родительского коллектива группы на год и в воспитании наших детей....

30 Календарное планирование по теме: «Встречаем птиц» старшая и подготовительна группа

Старшая  группа тема«Встречаем птиц» Программное содержание: Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся ...

Конспект развлечения для старших и подготовительных групп "Встреча с выпускниками" (в рамках Всероссийской акции "Я талантлив", сентябрь 2015)

В рамках Всероссийской акции "Я талантлив" было проведено развлечение для старших и подготовительных групп МБДОУ с участием выпускников заведения....

Детско-родительская встреча в старшей группе на тему «Хорошо, что есть семья», посвященная «Дню Матери»

Детско-родительская встреча в старшей группе с элементами психологического тренинга на тему «Хорошо, что есть семья», посвященная «Дню Матери»...