Педагогические возможности загадки
консультация на тему

Григорьева Наталья Сергеевна

Несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_vozmozhnosti_zagadki.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей.

Педагогические возможности загадки.

        Педагогические возможности загадки очень разнообразны. Загадки способствуют формированию любви к народному творчеству, родному языку, точному слову, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляют ребёнку эстетическое наслаждение.

        Особое место занимают загадки в развитии мышления детей. Это своеобразная гимнастика для ума.  Загадка развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Загадка приучает ребёнка к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения делать выводы и умозаключения.

        Загадки  представляют собой широкий круг сведений об окружающем мире, что способствует развитию наблюдательности, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих связях между явлениями.

        Обогащается словарь детей. Это слова, характеризующие внешний вид предметов; материалы, из которых сделаны предметы; назначение предметов; средства передвижения; величина, части тела; окраска предметов и животных; повадки, действия; описание пейзажей, смена явлений, зависимости.

        Загадки сказочно и красочно рисуют окружающий мир, преподносят пейзажи, помогают ребёнку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы.

        Под влиянием загадок  у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многообразное речевое средство. Обостряется восприятие  словообразовательных и словоформирующих средств русского языка – его фонем. Без их понимания невозможно уловить значение слов. Загадка понимает освоить синтаксис родной речи. Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений. Загадка помогает детям освоить строй русской речи в грамматическом и лексическом разнообразии.

        Загадка позволяет запоминать слова, формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.

        Следовательно, несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.

Требования к загадкам для детей младшего дошкольного возраста:

  1. При подборе загадок необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста, общую эмоциональную восприимчивость. Дети активно реагируют на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции, возбуждают особый интерес и внимание.
  2. Тематика загадок должна соответствовать небольшому жизненному опыту детей: игрушки, домашние животные, предметы домашнего обихода.
  3. Загадки должны отражать яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.
  4. Загадки, где отгадка рифмуется с каким-либо словом.
  5. Загадки не должны быть подробными, так как дети не могут запомнить много признаков и соотнести их между собой.
  6. Основным критерием при подборе загадок в младшем возрасте является лаконизм и  яркость характеристик, точность языка и конкретность образа.

Требования к загадкам для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Загадки должны содержать частные и существенные признаки предметов и явлений.
  2. Используется более широкая тематика: дикие и домашние животные, предметы обихода, одежда, питание, явления природы, средства передвижения.
  3. Характеристика должна быть полной, подробной, выступать как рассказ о предмете.
  4. Признаки предметов в загадках должны быть конкретными, чётко выражены словами в их прямых значениях.

Требования к загадкам для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Богатая тематика загадок: живая и неживая природа, животные, птицы, насекомые, их повадки, образ жизни, рост и развитие растений, изменения погоды, части суток, времена года, орудия и предметы труда, транспорт, современная техника и её назначение.
  2. Характеристика предметов в загадках может быть краткой, но признаки должны быть типичными, существенными.
  3. В загадках могут присутствовать  сложные типы логических задач.
  4. Загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений., на сравнении и сопоставлении предметов, на вычленении сходных признаков.
  5. Загадки, отгадать которые можно после длительного наблюдения за одним явлением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Педагогические возможности театрализованной деятельности".

«Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников". Сказки-шумелки. (из опыта работы)...

Педагогические возможности дидактической игры в жизни дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"359"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895008","at...

Статья «Педагогические возможности загадки»

С помощью загадок можно активировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всесторонннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению....

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».

laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...

Педагогические возможности загадки.

Следует обратить внимание на то что, загадки, несмотря на миниатюрность жанра, обладают многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми:  развивают...

Педагогический совет «Педагогические возможности театрализации в образовательном процессе»

Сценарий педагогического совета по организации театрализованной деятельности в дошкольных группах. Содержит теоретическую (возможно преобразование в викторину) и практическую части....