СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
консультация (младшая группа) на тему

СОВЕТЫ ПО ЧТЕНИЮ КНИГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. Прежде всего нужно подобрать книгу, доступную ребенку по содержанию.
  2. Хорошо бы взрослому познакомиться с книгой прежде, чем он будет читать ее с ребенком.
  3. Продумать содержание разговора.

Пример беседы с младшим дошкольником по сказке.

В. Бианки «Первая охота».

Вопросы:

Почему Щенок не поймал Выпь? Как Удод спасся от Щенка?

Как он увидел его? Как защищала себя маленькая птичка Вертишейка? Как Ящерица спаслась от Щенка? Что сделали насекомые, когда Щенок бросился их ловить? Почему Жук-Бомбардир не прятался и смело шел по земле? Почему Щенок никого не поймал?

 Полученные знания полезно закрепить в наблюдениях.

Встретили на прогулке лягушку: «Подумай, почему она такого цвета?» В траве стрекочут кузнечики «Почему их не видно?» И обращения к чувствам ребенка: «И лягушка, и кузнечик – маленькие, беззащитные. Их спасают маскировочная окраска. Не мешай им, не лови, пусть живут».

В произведениях, где рассказывается о хороших и плохих поступках по отношению к природе, надо выяснить, какую оценку ребенок даст им, как поступил бы в данной ситуации и почему поступил бы так, а не иначе. Взрослый также должен высказать свою мотивированную оценку, — и, таким образом, обсуждая прочитанное, родители и дети лучше узнают друг друга.

Надо помнить слова В.А. Сухомлинского:

«..Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.»

Как лучше проститься с ребенком

  • Если ребенок не проявляет негативных эмоций придя в детский сад, не растягивайте прощание, уходите быстро. Не показывайте ребенку вашу тревогу за него.
  • Когда вы отдаете ребенка в детский сад для малыша жест прощания (взмах рукой) становиться символом разлуки. Он боится, что больше не увидит родителей, что они забудут о его существовании. Выливается это, как правило, в жаркие любовные объятия, а затем в ужасные скандалы перед воротами детского сада. Чтобы преодолеть страх расставания у такого малыша, нужно вселить в него непоколебимую уверенность, что бы не произошло мы обязательно заберем тебя домой ! В этом возрасте ребенок понимает, что родители на его стороне и не будет воспринимать ваш уход как конец света.
  • Однако если на фоне полного благополучия малыш стал слишком долго вас обнимать на прощанье, не поленитесь разобраться сразу в чем дело. Ведь известно, что все комплексы формируются в раннем детстве. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. Если время прошло, а ребенок не привык к детскому саду нужно задуматься и приглядеться что беспокоит ребенка.
  • Лучше чтобы, по возможности, приводил малыша в садик кто-то один. Так ребенок быстрее привыкнет к расставанию.
  • Поощряйте ребенка словесно, если он не плакал. Поговорите с воспитателем о ребенке. Расспросите ребенка о проведенном дне.
  • При первых проявлениях негативных изменений в состоянии ребенка (нарушении аппетита, сна, снижении интереса к окружающим), его можно подержать дома 2-3 дня, а потом снова привести в детский сад.

Рекомендации психолога по воспитанию и лечению

ребенка

  1. Общение с ребенком требует особой деликатности и такта.

Основные требования:

— не изнеживать его;

— не воевать с ним, хотя он может вас на это провоцировать, но и не поддаваться и не потакать ему.

  1. Тишина, спокойное сдержанное поведение и терпение взрослых – это условие его спокойствия и сдержанности. Не повышать голоса. Не дергать ребенка по мелочам! Но и не всегда уступайте ребенку, иначе он будет властвовать вами (маленький тиран). Ругайте за плохое поведение и не говорите, что «я тебя не люблю» «Ты плохо поступила и обидела меня, смотри что из этого получилось».
  2. Ограничить просмотр телевизора, больше гулять в спокойной обстановке и среде. В воспитании больше уделять нравственному воспитанию «хорошо и плохо»; «можно и нельзя»; четкие требования. Учить бесконфликтно общаться и укреплять физическое здоровье.
  3. Питание: Исключить кофе, какао, шоколад, жареные, острые и пряные блюда, крепкий бульон. Мясо ограничивают, дают не чаще 2 раза в неделю. Осторожно вводить в пищу курятину, рыбу, яйца, ягоды, цитрусовые, виноград – если есть аллергия пищевая. Снотворные препараты противопоказаны, такие препараты не назначают раньше 4 лет. Не рассказывать страшные сказки на сон!

Что можно:

  1. Перед сном полезно дать понюхать пробку от флакона с настойкой валерианы. Повесить у изголовья кровати марлевый мешочек с корневищами и корнем валерианы (в мешочке). Можно листьями мяты перечной, шишки хмеля обыкновенного.
  2. Хорошо успокаивает ванночки для ног продолжительность до 15 минут. В тазик с горячей водой температура – 42 С насыпают 6 столовых ложек морской соли. Воду следует подливать, поддерживая температуру. После ванночки надевают носки хлопчатобумажные на 30 минут и укладывают в постель.

На ужин полезны манная каша, отварная капуста, мед – они способствуют засыпанию.

При правильном воспитании проходит к 7 – 8 годам.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка)
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматизма).
  12. Помните о том, что присущая детям с синдромам дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Первая помощь в стрессовой ситуации

Главными опорами в жизни являются:

  1. Позитивное отношение к жизни.
  2. Разумный образ жизни.
  3. Умение без ущерба для здоровья «пережить» неудачу.

Психологи предлагают несколько советов:

  • Научитесь принимать жизненные спады и временные неприятности как норму жизни, помните, что на смену темной полосе обязательно придет светлая. Наша жизнь подчинена закону маятника, все преобразуется так, что баланс в конечном счете всегда позитивный.
  • Улыбайтесь! Начните свое утро с упражнения «Улыбка». Пусть даже плохо на душе, а вы все равно подойдите к зеркалу и улыбнитесь! И вы убедитесь, что ваше настроение хоть чуть-чуть, а улучшится.
  • Научитесь с юмором смотреть на свои неприятности. «Юмор – соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше выдержит.»
  • Если сложилась критическая жизненная ситуация, старайтесь пережить ее с наименьшими потерями для здоровья (выведение стресса по мышечным каналам, больше ходите пешком, делайте мышечно – волевые физические упражнения.)
  • В стрессовой ситуации не принимайте серьезных решений, прислушайтесь к совету предков – расслабьтесь и сосчитайте до 10.
  • Займитесь своим дыханием (вдох – пауза – выдох)
  • Снятию стресса способствуют продукты: овощи, фрукты, орехи, мед, сок тыквы и кабачков, лимон.

ЧТО ДЕЛАТЬ МАМЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК

ДЕРЕТСЯ

  1. Во-первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться), и не паниковать, что малыш растет агрессором.
  2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение: недостатком любви, вседозволенностью в семье или копированием чужого поведения.
  3. В-третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: «А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях?», «Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?»
  4. В-четвертых, надо принять решение, кто (скорей всего мама), чему (какому поведению) и где (в каких ситуациях) будет обучать ребенка.
  5. В-пятых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

— находиться рядом с ребенком, чтобы быстро реагировать на ситуацию;

— стараться предупреждать ситуацию, не ждать пока ребенок использует деструктивный способ; при первых признаках агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь, предложить другую игрушку, изменить место игры, поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с ним, настоять на возвращении отнятого;

— если ребенок все сделал правильно, как вы его учили, необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием), самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы;

— направлять внимание на другой способ общения.

Наивно думать, что ребенок сразу измениться – потребуется время и целенаправленная работа взрослых и над малышом, и над собой. Ведь поведение взрослых – это своего рода привычка, а менять любую привычку довольно трудно. Но желаемый результат будет вознаграждением за терпение и труд.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ

СНЯТИЯ АГРЕССИИ

  1. Сшейте или купите большую маленькую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком (Бобо, Жу-жу и т.п.).

Когда у малыша появиться желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопатой и т.д., познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго) а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

  1. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5 – 3 года) с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
  2. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.)
  3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т.п. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.
  4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» и т.п. – обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.
  5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
  6. Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.

«ЖАВОРОНКИ» — рано встают. У них хорошее

настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой

половине дня они легко справляются со сложностями

жизни, охотно занимаются, быстро усваивают

материал. Во второй половине дня наблюдается

снижение активности. Дети быстро устают, с трудом

воспринимают происходящее. К вечеру они вялы,

сонливы, капризны, рано ложатся спать.

«СОВЫ» — полная противоположность «жаворонкам» «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают.

Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы,

апатичны малоактивны. Сложный материал усваивают с трудом. Но во второй половине дня

активность их возрастает, они преображаются, охотно

выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

У «ГОЛУБЕЙ» отсутствуют ярко выраженные

черты, характерные для «сов» и «жаворонков».

У этих детей наиболее устойчивое настроение.

Если они здоровы, они веселы и подвижны целый

день. Смена частей суток не отражается на их

активности. Для «голубей» редкими являются

проблемы пробуждения и засыпания.

Памятка для родителей

Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.д. Все это может вызвать у меня бурные реакции.

Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь. А еще в детском саду «Сказка» есть психолог, который своевременно организовывает подготовку к приему новичков, помогает воспитателям завоевывать симпатии детей.

Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятельности.

Мне немножко страшно и поэтому побудьте со мной в группе несколько дней. Это поможет мне спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.

А еще я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.

Я так хочу в детский сад! Ведь я там не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, делать аппликации, рисовать, конструировать, петь, танцевать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки.

Я знаю, меня там ждут и будут очень рады встрече со мной!

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну или дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющем тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно, не перебивая

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Установите четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

Будьте терпеливы

Не оскорбляйте ребенка

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств

Чаще хвалите ребенка

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)

Приобретайте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай»

Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравиться делать (коллекционировать, рисовать и др.)

Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности

Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду

Не критикуйте ребенка

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми

Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей все. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

  • Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научиться быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем.
  • Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнайте о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.
  • Задайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.
  1. Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
  2. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.
  3. Отправьте ребенка в ДОУ только здоровым.
  4. Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  5. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
  6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.
  7. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
  8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.
  9. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
  10. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  11. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» — так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

  1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  7. По возможности нужно присоединятся к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутреннее и внешние угрозы его психическому развитию.

внешние источники угрозы

психологической безопасности

Физические:

— неблагоприятные погодные условия;

— недооценка значения закаливания;

— нерациональность и скудность питания;

— несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;

— враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действует необоснованные запреты.

Социальные:

— манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

— межличностные отношения детей с другими детьми;

— интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;

— неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;

— отсутствие понятных ребенку правил. Регулирующих его поведение в детском обществе.

Семейные:

— сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;

— осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

— отсутствие автономности (зависимость от взрослых);

— индивидуально-личностные особенности ребенка;

— патология физического развития и др.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— усталости после нагрузки;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности;

— в рассеянности и невнимательности;

— в отсутствие уверенности в себе;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец;

— в нарушении аппетита, в стремлении к уединению;

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела, в повышенной тревожности;

— в недержании мочи, в других явлениях.

Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис трех лет имеет определенные характеристики.

Негативизм. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требование одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мот ив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношением с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находиться вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: так же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.

Сосание губы, пальца – патологическая привычка, нередко приобретающая непроизвольный и болезненный характер. Обычно такая привычка возникает у детей с флегматическим темпераментом: неторопливых, медлительных, «копуш».

Причина такой привычки – неудовлетворенность инстинкта сосания. Это может быть связано с отсутствием грудного вскармливания, недостаточной его продолжительностью, тугими сосками, маститом ранним переходом к вскармливанию из бутылочки с широким отверстием в соске, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает «насосаться» столько, сколько ему хочется.

Обычно ребенок начинает сосать губу или палец, когда у него появляется чувство беспокойства. Сосание может продолжаться и во сне И если попытаться разбудить ребенка, то он начинает сосать быстрее, выражая признаки беспокойства. Так что сосание оказывает определенное регулирующее воздействие на нарушенный процесс не только засыпания, но и сна.

Также причинами возникновения данной привычки могут быть:

— отсутствие ласки, теплого обращения;

— ранние выходы матери на работу;

— передача малыша на воспитание родственникам и в детский сад;

— конфликты родителей;

— алкоголизм;

— развод;

— нечуткое отношение к детям;

— предоставление их самим себе;

— нарушение засыпания;

— частые болезни ребенка, его ослабленность.

Все эти причины сказываются на эмоциональном состоянии малыша. В любом случае сосание губы или пальца сигнализирует о том, что ребенок находится в состоянии беспокойства, подавленности или не может заснуть. Забываясь в сосании, ребенок как бы отключается от жизненных трудностей, уходит в себя.

Оптимальной тактикой устранения этой патологической привычки должна быть не борьба с ней, а установление доверительного контакта, поддержание веры детей в себя, создание через похвалу и одобрение заинтересованности в том, чтобы научиться контролировать свои чувства и желания.

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ

  1. Вкладыши из трех частей разного цвета (геометрические фигуры, животные).
  2. Кубики пластмассовые и деревянные.
  3. Дидактическая коробка (с вырезами по сторонам, треугольной, прямоугольной, и квадратной формой) с соответствующими вкладышами.
  4. Набор шаров разной величины и цвета.
  5. Пирамиды с кольцами на конусной основе.
  6. Вкладыши разной формы (стаканчики, кубы, цилиндры)
  7. Набор «Колышки и молоточек».
  8. Дидактический набор для игр с водой: шарики, рыбки, уточки, сачок, емкости для воды.
  9. Набор «Маленький мастер» ( пластмассовый или деревянный молоточек, отвертка).
  10. Кубики – мозаика (из 4 частей)
  11. Конструкторы простые с устойчивым соединением деталей.
  12. Настольно – печатные игры: разрезные картинки, пазлы из 2-4 частей с изображением знакомых предметов («овощи», «фрукты», «игрушки).
  13. Образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами (молнией, пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
  14. Парные картинки (предметы) полиграфические.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

  1. Колокольчики, погремушка.
  2. Игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка).
  3. Музыкальный волчок, барабан, бубен, дудочка.
  4. Металлофон, детская гармошка.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

  1. Флажки разноцветные.
  2. Шапочки – маски с изображением знакомых животных.
  3. Настольный плоский театр «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

СЮЖЕТНО – ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ

  1. Куклы – голыши среднего размера. Кукла большая, озвученная, в одежде.
  2. Куклы в одежде девочки и мальчика среднего размера.
  3. Игрушки, изображающие животных, птиц и рыб мелких и среднего размера, озвученные и не озвученные.
  4. Фигурки людей, диких и домашних животных, сомасштабных строй. наборам.
  5. Автомобили легковые и грузовые (средние и большие).
  6. Набор мебели: кровать стол, стулья, табуретки, полки – шкафы для посуды, шкафы для хранения кукольной одежды.
  7. Набор для кухни – плита, мойка с краном, стиральная машинка.
  8. Коляски для кукол, соответствующие росту ребенка.
  9. Комплексы постельных принадлежностей для кукол.
  10. Посуда: чашки, чайник, тарелки, ложки и т.д. (пластмассовая, соразмерная с рукой ребенка

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

  • У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
  • Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки ( нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
  • Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучить детей спать на спине.
  • Обращайте внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
  • Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая походка увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
  • Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...