Психологическая готовность к обучению в школе. Трудности адаптации.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Рыжакова Надежда Витальевна

Консультация для родителей будущих первокласников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность к обучению в школе Трудности адаптации Выполнила: Рыжакова Н. В.

Слайд 2

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников . Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника .

Слайд 4

Интеллектуальная готовность Н аличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; Д ифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); К онцентрация внимания; А налитическое мышление (способность увидеть связь между явлениями, умение воспроизводить образец ); С формированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); В озможность логического и механического запоминания; Р азвитие тонких движений руки и зрительно- моторной координации; О владение на слух разговорной речью и с пособность к пониманию и применению символов ; И нтерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.

Слайд 5

Личностная готовность 1 .Определенный уровень развития мотивационной сферы – преобладание у ребенка познавательного мотива над игровым (мотивационная готовность к школе ); 2 .Определённый уровень развития произвольной сферы (волевая готовность к школьному обучению): - умение работать по образцу; -умение сознательно подчинять свои действия правилу; -умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; -умение соблюдать дисциплину

Слайд 6

Личностная готовность 3 .Формирование «внутренней позиции школьника» - готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, т.е положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение ; 4 .Определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка ( эмоциональная устойчивость )

Слайд 7

Социально-психологическая готовность О тношение к взрослому (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания); О тношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности - умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия ); О тношение к самому себе ( адекватное отношение ребенка к своим способностям , результатам работы, поведению , т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки )

Слайд 8

Ребенка считают неготовым к школе, если он Н астроен исключительно на игру; Н едостаточно самостоятелен; Ч резмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; Н е умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; М ало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы , не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; И меет серьезные нарушения речевого развития; Н е умеет и не хочет общаться со сверстниками; Н е хочет контактировать со взрослыми или , наоборот, слишком развязен

Слайд 9

Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.

Слайд 10

Адаптация Е стественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. З начение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью , но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Слайд 11

Проблемы в адаптации А даптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма . О рганизм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. О тносительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения .

Слайд 12

Уровни адаптации Высокий уровень - П ервоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - У чебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. - П рилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - П роявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - О бщественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Слайд 13

Средний уровень - П ервоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - П онимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. - У сваивает основное содержание учебных программ. - С амостоятельно решает типовые задачи. - С осредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений , указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - О бщественные поручения выполняет добросовестно . - Д ружит со многими одноклассниками

Слайд 14

Низкий уровень - П ервоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. - Н ередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение . - Н аблюдаются нарушения дисциплины. - О бъясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - С амостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. - К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - О бщественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - П ассивен, близких друзей не имеет. - З нает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Слайд 15

Признаки успешной адаптации С охранение физического, психического и социального здоровья детей; У становление контакта с учащимися, с учителем; Ф ормирование адекватного поведения; О владение навыками учебной деятельности .

Слайд 16

Трудности адаптации К школе являются негативные изменения в поведении ребенка: Ч резмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность; Ч увство страха; Н ежелание идти в школу и т.д.

Слайд 17

Влияние учителя на адаптацию Первая учительница – это важный человек в жизни ребенка и всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку . Это – немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника

Слайд 18

Советы родителям 1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. 2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача . 3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака ; 4. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам ; 5 . Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок возбуждён , если жаждет поделиться, выслушайте, не откладывайте на потом. 6 . Если ребёнок огорчён, не допытывайтесь, он всё расскажет сам.

Слайд 19

7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил . С 14 до 16 часов – низкая работоспособность. 8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: « Если ты сделаешь, то …» 9. Не обсуждайте педагога при ребёнке. 10 . Будьте внимательны к жалобам ребёнка на состояние здоровья. 11 . Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какаю – то секцию или кружок. Начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7 летних детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...